Сестринская помощь детям при остром ларингите

Лекция № 8

Тема: Сестринский уход при заболеваниях органов дыхания у детей

Содержание:

1Острый ринит

2 – Острый фарингит

3- Острый ларингит

4-Острый стенозирующий ларинготрахеит ( клиника стеноза

1-4 ст., помощь на догоспитальном этапе)

5 – Острый бронхит ( клиника, лечение)

6 – Острый обструктивный бронхит;

7 – Бронхиолит

8 – Острая пневмония: классификация, клиника, лечение. Особенности течения пневмонии у новорожденных

9- интерстициальная пневмония

10- Бронхиальная астма: особенности клиники и лечения у детей.

Заболевания органов дыхания.

Причины:

1. Вирусы (риносинтициальный, аденовирус, вирусы гриппа и парагриппа).

2. Микроорганизмы ( стрептококки, стафилококки и пневмококки).

3. Аллергены (чаще всего пыльца растений, шерсть домашних животных, домашняя пыль и др.).

Предрасполагающие факторы:

— переохлаждение

— предшествующие заболевания

— неблагоприятный преморбидный фон (ЭКД, ЛГД, гипотрофия, рахит, анемия)

— экология

— неблагоприятные социально – бытовые условия

— АФО строения органов дыхания – узость просветов дыхательных путей,быстрое развитие отёка слизистой гортани и др.

Острый ринит

-это воспаление слизистой оболочки носа, вызывается чаще всего риновирусами.

Клиника: — начало заболевания постепенное;

— появляется лёгкое недомогание, затруднение носового дыхания, м. б. чихание;

— снижается обоняние;

— появляются водянисто – слизистые выделения из носа, которые в дальнейшем могут стать слизисто – гнойными;

— температура нормальная, редко субфебрильная;

У детей раннего возраста протекает тяжело т. к. нарушается акт дыхания и сосания.

Аллергический ринит.

Начало внезапное, температура нормальная , резко возникает заложенность носа из-за отёка слизистой и появляются обильные водянисто-слизистые выделения.

Лечение:

капли в нос в начале сосудосуживающие ( длянос, називин, назол и др.) и противовирусные ( интерферон , гриппферон и др. ) При присоединении вторичной инфекции – протаргол, пиносол и др.

— Ножные ванны, горчичные носочки. Физиотерапия (УФО, УВЧ – на пятки).

При аллергическом рините – антигистаминные препараты , капли в нос – кромогексал, виброцил.

Осложнения ринита: воспаление придаточных пазух гайморит, фронтит и отит – воспаление среднего уха.

Фарингит

— это воспаление слизистой задней стенки глотки.

— отмечается першение в горле, сухость, умеренные боли при глотании, сухой кашель.

— при осмотре – слизистая задней стенки глотки зернистая, отечная, гиперемированаиногда по ней стекает слизь.

Ларингит

— это воспаление слизистой оболочки гортани (вызывается чаще вирусами парагриппа и гриппа).

клиника — осиплость голоса, лающий кашель, субфебрильная температура, общее недомоганием;

— при осмотре – гиперемия и отёк слизистой глотки ( при правильном лечении к 5-7 дню температура нормализуется, кашель становится продуктивным, ребёнок начинает выздоравливать. В противном случае воспалительный процесс переходит па голосовые связки и подвязочное пространство, возникают осложнения.

Острый стенозирующий ларинготрахеит

— это воспаление слизистой оболочки гортани, связок и трахеи.

К симптомам ларингита (осиплость голоса, лающий кашель) присоединяются симптомы стеноза гортани.

Выделяют 4 степени тяжести стеноза гортани

1 степень ( стеноз компенсированный):

— дыхание становится шумным, появляется небольшой цианоз носогубного треугольника;

— одышки в покое нет, она появляется при беспокойстве ребенка (при крике, во время кормления).

— тахикардия соответствует температуре ( на 1 градус выше нормы t – ЧСС увеличивается на 10-20 ударов в 1 мин.)

2 степень (неполная компенсация):

Ребенок становится беспокойным, чаше возникают периоды затруднённого дыхания, сопровождаясь втяжением податливых мест грудной клетки при вдохе ( межрёберных промежутков, ярёмной ямки, над и подключичных ямок );

— одышка в покое инспираторного характера;

— тахикардия не соответствует температуре;

— ребенок бледный, температура повышена до 38гр. и ↑.

цианоз носогубного треугольника и конечностей;

— дыхание в лёгких ослаблено.

3 степень( декомпенсация ):

— отмечается значительное затруднение дыхания с выраженным втяжением податливых мест грудной клетки;

-одышка резко выражена;

— ребёнок крайне беспокойный ( он испуган, мечется в постели);

— пульс частый, аритмичный;

— кожа цианотичная, температура повышена до высоких цифр;

— появляются первые признаки сердечно- сосудистой недостаточности (цианоз губ и языка, влажные хрипы в легких).

4 степень (стадия асфиксии):

Сознание спутано, дыхание частое и поверхностное, пульс нитевидный, брадикардия.

Лечениетолько в стационаре! Т.к. тяжесть нарастает очень быстро.

Помощь на догоспитальном этапе:.

1.Вызвать скорую помощь для госпитализации

2. Успокоить ребенка, снять стесняющую одежду

3. Обеспечить теплый, влажный воздух ( или паровые ингаляции )

4. Теплое щелочное питье давать маленькими порциями и часто ( минеральная вода, чай, молоко с содой).

5. Горячие ручные или ножные ванны (t воды 40°).

6.Горчичники на икроножные мышцы.

7. В нос сосудосуживающие капли (нафтизин, галазолин).

8. Спазмалитики (но-шпа, папаверин) по назначению врача или фельдшера СП

9. Жаропонижающие (парацетамол-10 мг/кг )

В стационаре проводятся ингаляции с муко- и бронхолитиками, в/в инфузионная терапия, антибиотики, гормоны – в тяжелых случаях, мочегонные.

При стенозе 3-4 ст.- лечение в реанимации.

Острый бронхит.

Это воспаление слизистой оболочки бронхов.

Клиника:

— нарушается самочувствие, температура субфебрильная до 38,5 гр.;

— появляется сухой кашель;

— в легких жёсткое дыхание, выслушиваются сухие хрипы, но могут быть и влажные разнокалиберные , проводного характера, над обеими лёгочными полями, непостоянные. Длительность заболевания 1-2 недели, к 5-7 дню температура понижается, кашель становится продуктивным.

У детей с преморбидным фоном (ЭКД, ЛГД, гипотрофия, рахит, анемия) может наблюдается затяжное течение до 3-4 недель.

Лечение чаще на дому, но у детей до 1 года и ослабленных в стационаре:

— постельный режим только на период повышения температуры;

— обильное тёплое, щелочное питье;

— фитотерапия (отвары трав: мать – и – мачеха, фиалка, чебрец, калина и др.);

— отвлекающая терапия на грудную клетку( компрессы, растирки);

— отхаркивающие средства (мукалтинпертусин, корень солодки; микстура с термопсисом, бромгексин, лазолван);

— антигистаминные – детям с аллергией и аллергическим бронхитом;

антибиотики (только детям раннего возраста и ослабленным) дают с
целью предупреждения осложнений, при выраженной интоксикации.

Физиотерапия, вибромассаж.

— Противовирусные препараты (гриппферон, виферон, арбидол).

Острый обструктивный бронхит

Встречается у детей раннего возраста. К клинике простого бронхита присоединяется обструкция (отёк слизистой , спазм бронхов и их закупорка вязкой обильной мокротой). При этом отмечается удлиненный, свистящий выдох т.е. одышка экспираторного характера).

Лечение то же + бронхолитики ( беродуал), в тяжёлых случаях гормоны.

Бронхиолит

— воспаление мелких бронхов и бронхиол. Встречается чаще у грудных детей. Состояние очень тяжёлое, температура повышена, выражена одышка до 60-90 в минуту экспираторного или смешанного характера.

При осмотре: цианоз кожи или мраморность, тахикардия. В лёгких выслушивается масса влажных хрипов мелкопузырчатых и крепитирующих над обеими лёгочными полями, а при полной обструкции дыхание не прослушивается .

Аусткультативная картина в лёгких при бронхитах в течение суток постоянно меняется (хрипы то есть , то нет).

Лечение в стационаре как при обструктивном бронхите, но здесь обязательно а/б, дезинтоксикационная терапия, противовирусные препараты ,ингаляции с муколитиками и бронхолитиками.

Острая пневмония

— это воспаление легочной ткани. Встречается очень часто, особенно у детей раннего возраста. Вызывается чаще кокками (пневмококками, стафилококками); гемофильной палочкой, хламидиями, микоплазмами, у новорожденных – вирусами.

Классификация пневмонии по локализации процесса:

1- Очаговая – (очаги диаметром 0,3-0,5-1 см чаше всего в верхней и средней долях легкого). Процесс может быть двух- или односторонний.

2 – Сегментарная – процесс занимает полностью один сегмент.

3 – Полисегментарная –воспалительный процесс распространяется на несколько сегментов. Вариант полисегментарной – крупозная пневмония, которая вызывается пневмококками, процесс занимает целую долю (верхнюю или нижнюю) чаще правого лёгкого. Встречается редко, протекает тяжело.

Интерстициальная — воспаление соединительной ткани лёгкого.

Клиника (общая): начало постепенное, чаще на фоне ОРЗ на 3-5 день; может быть острое – при крупозной пневмонии

— температура высокая, плохо поддается снижению
жаропонижающими средствами;

— выраженная интоксикация: вялость, слабость, сильная головная боль , отказ от еды;

— бледность и мраморность кожи, параорбитальный цианоз и цианоз носогубного треугольника;

— у детей раннего возраста может быть абдоминальный синдром (боли в животе, срыгивание и рвота);

— кашель (в начале сухой, затем с мокротой);

— может быть одышка смешанного или инспираторного характера, ЧДД больше 40- у старших детей, больше 50-60 у младших;

— при перкуссии отмечается притупление легочного звука над очагом воспаления;

— при аускультации- дыхание жёсткое, над очагом воспаления в первые дни ослаблено, затем появляются влажные, постоянные, хрипы (в одном месте), не связанные с актом дыхания, мелкопузырчатые или крепитирующие.

Диагностика:

— на Rg – грамме видны очаги инфильтрации в виде затемнений.

— в общем анализе крови-лейкоцитоз со сдвигом влево, СОЭ↑.

Особенности пневмонии у новорожденных:

— температура не высокая (субфебрильная);

— выражена ДН (цианоз, одышка до 80-100 в минуту, раздувание крыльев носа при дыхании);

— при аускультации хрипы не выслушиваются.

Лечение о. пневмонии:

1- Госпитализируют новорожденных и детей раннего возраста , старшие дети могут лечиться амбулаторно.

2- Режим щадящий – младших детей необходимо чаще брать на руки для улучшения вентиляции лёгких. У старших детей постельный режим только на время повышения температуры.

3- Организация питьевого режима (в острый период объем жидкости ↑на 700- 1000 мл).

4- Диета: полноценное питание по возрасту.

5- Антибиотики в/м , в/в или энтерально, в зависимости от тяжести состояния (амоксициллин, аугментин,флемоксин-солютаб). При крупозной пневмонии сочетание цефалоспоринов с пенициллинами, при подозрении на микоплазменную инфекцию (амоксициллин, азитромицин).

6- Дезинтоксикационная терапия (в/в капельно глюкозо-солевые растворы).

7- Витамины.

8- Симптоматическое лечение (жаропонижающие, бронхо – и муколитики ).

9- Фитотерапия (см. лечение бронхитов)

10- Физиолечение (УВЧ, электрофорез с лекарственными препаратами, ЛФК, массаж, кислород, дренажное положение).

11- Диспансерное наблюдение в течение года.

Интерстициальная пневмония.

Вызывается вирусами, пневмоцистами, микоплазмами, реже грибами и стафилококками. Она встречается у недоношенных и новорожденных, а чаще в школьном возрасте – у ослабленных детей на фоне дистрофии, аллергического диатеза, ИДС.

Клиники: появляются симптомы интоксикации, повышение температуры. Быстро развивается дыхательная недостаточность: ЧД 80-100 в минуту, выраженный цианоз, дыхание ослабленное, хрипы не выслушиваются, тахикардия. Кашель частый, мучительный, приступообразный. На рентгенограмме – отмечается снижение прозрачности ткани легкого.

Бронхиальная астма ( БА )

Это заболевание, характеризующееся обратимой обструкцией дыхательных путей, вызванной хроническим аллергическим воспалением и гиперреактивностью бронхов. БА проявляется у детей периодически возникающим приступообразным кашлем и приступами удушья.

Этиология:

Наследственная предрасположенность к аллергии. Факторы, вызывающие сенсибилизацию организма:

— бытовые (домашняя пыль, содержащая микроскопических
клещей)

— пыльцевые (пыльца растений, деревьев, трав)

— эпидермальные (шерсть, волосы, перхоть животных)

— пищевые

— лекарственные

— бытовая химия и др.

— вирусы, бактерии, грибы.

Способствуют возникновению заболевания у ребенка – осложненное течение беременности у матери, нерациональное питание, табачный дым.

Обострение заболевания могут вызвать:

— физическое и эмоциональное напряжение;

— неблагоприятные погодные условия (сырость, туман);

— загрязнение окружающей среды (дым, химические выбросы).

Клиника:У детей приступу удушья предшествует период предвестников, который длится от нескольких часов до 2-3 суток. Ребенок становится беспокойным, раздражительным, нарушается сон, появляется чихание, заложенность и серозные выделения из носа, навязчивый сухой кашель и головная боль.

Приступ удушья – чаще развивается ночью, появляется чувство нехватки воздуха, экспираторная одышка. Вдох короткий, выдох в 2-3 раза длиннее вдоха. На расстоянии слышны свистящие хрипы. Старшие дети принимают вынужденное положение: сидя, наклонившись вперед. В дыхании учувствует вспомогательная мускулатура, беспокоит кашель с вязкой густой, трудно отделяемой мокротой. При перкуссии грудной клетки – коробочный звук, при аускультации – дыхание ослаблено, большое количество сухих и влажных хрипов. В конце приступа выделяется густая мокро

Если приступы не купируются 6-8 часов развивается астматический статус, при этом нарастают признаки ДН: усиливается эмфизема, выслушивается вначале множество сухих и влажных хрипов, которые затем исчезают, дыхание становится резко ослабленным («немое легкое»). Развивается гипоксическая кома: состояние крайне тяжелое, сознание отсутствует, общий цианоз, дыхание редкое поверхностное, гипотония.

Принципы лечения:

1- разобщение с причинно значительным аллергеном;

2- воздействие на хроническое аллергическое воспаление бронхов –
(базисная терапия);

3 – проведение мероприятий по купированию приступа астмы.

При лечении бронхиальной астмы предпочтителен ингаляционный путь введения препарата — это позволяет получить быстрый эффект. Медикаментозное лечение проводится под контролем ФВД ( функции внешнего дыхания).

В качестве базисной терапии применяют:

1. Интал (кромогликат Na);

2. Ингаляционные кортикостероиды (ИКС) и системные кортикостероиды – метилпреднизолон (бекламетазон).

В период приступа БА – назначают следующие бронхолитические препараты:

1- В2- адреномиметики короткого действия (сальбутамол, фенотерол и др.;

2 – теофиллины короткого действия (эуфиллин) в сочетании с преднизолоном (в/в капельно).

Часто используют при приступе БА комбинированные препараты- беродуал, дитэк. Они оказывают более длительный эффект.

Больных с тяжёлым приступом или астматическим статусом переводят в отделение интенсивной терапии.

В постприступном периоде ребенок продолжает получать базисную терапию до достижения устойчивой ремиссии.

Введение ингаляционных аэрозолей проводится с помощью небулайзера.

Небулайзер — приспособление, обеспечивающее поступление раствора лекарственного препарата в смеси с кислородом через маску, под давлением .

Острый ларингит у детей одно из самых распространенных заболеваний ЛОР-органов, особенно в осенне-зимний период года. Заболевание характеризуется осиплостью голоса либо полной его утратой (афония), сухим кашлем, болью в горле и одышкой.

сестринская помощь детям при остром ларингите

Острый ларингит встречается на всей территории земного шара, но в регионах с холодным, влажным климатом или в странах с развитой промышленностью, которая способствует загрязнению окружающей среды частота возникновения заболевания выше. В среднем острый ларингит у детей составляет 30% случаев всех заболеваний верхних дыхательных путей.

Прогноз для данного заболевания благоприятный, выздоровление наступает у 100% больных через 5 – 15 дней.

Причины развития острого ларингита у детей

  1. Бактериальная инфекция, среди которой самыми значимыми микроорганизмами являются:
    • стафилококковая флора (Staphylococcus aureus);
    • стрептококковая флора (Streptococcus pyogenes, Streptococcus viridans, Streptococcus pneumoniae);
    • гемофильная палочка (Haemophilus influenza, Haemophilus parainfluenzae, Haemophilus ducreyi);
    • листерии (Listeria monocytogenes);
    • легионелла (Legionella pneumophila);
    • микоплазма (Mycoplasma pneumonia);
    • хламидии (Chlamydia pneumoniae);
    • микобактерии (Mycobacterium avium, Mycobacterium marinom Mycobacterium leprae, Mycobacterium cansasii,);
    • уреаплазма (Ureaplasma urealyticum);
    • токсоплазма (Toxoplasma gondii);
    • анаэробоные микроорганизмы (Eubacter spp., Peptococcus spp., Clostridium perfringens, Bacteroides melaninogenicus, Propionibacterium spp.);
    • Bordetella pertussis;
    • Propionibacterium acne;
    • коринебактерии (Corynebacterium spp.);
    • Pasteurella multocida;
    • Moraxella catarrhalis;
  2. Вирусная инфекция:
    • грипп;
    • парагрипп;
    • корь;
    • коклюш;
    • краснуха;
    • ветряная оспа;
    • риновирусная инфекция;
    • аденовирусная инфекция.

Все вышеуказанные бактериальные и вирусные инфекции вызывают воспалительный процесс в слизистой оболочке гортани только при условии сниженного иммунитета у ребенка – способность организма бороться с чужеродными, болезнетворными агентами.

К факторам, которые снижают иммунитет, относят:

  • плохое питание;
  • авитаминоз;
  • частые переохлаждения;
  • длительный контакт с больными детьми;
  • заболевания эндокринной системы (сахарный диабет 1-го типа, наследственный гипотиреоз);
  • болезни обмена веществ, которые приводят к ожирению;
  • ВИЧ (вирус иммунодефицита человека).

Классификация

По степени тяжести острый ларингит делят на:

  1. Легкий.
  2. Средней тяжести.
  3. Тяжелый.

В зависимости от осложнений острый ларингит делят на:

  1. Осложненный.
  2. Неосложненный.

В зависимости от распространения воспалительного процесса выделяют:

  1. Катаральный острый ларингит, при котором воспаление захватывает только слизистую оболочку и симптомы заболевания скудны.
  2. Флегмонозный острый ларингит, который характеризуется поражением слизистого, подслизистого, мышечного слоев и хрящей. Симптомы данной формы ярко выражены и практически в 15 – 25% случаев такое воспаление сопровождается осложнением – абсцессом (полость, заполненная гноем) гортани.

Симптоматическая картина острого ларингита у детей

сестринская помощь детям при остром ларингите

Общие симптомы заболевания:

  • повышение температуры тела до 38,0 С при бактериальной инфекции или до 40,0 С при вирусной инфекции;
  • отсутствие аппетита;
  • потеря веса;
  • сухость кожных покровов и слизистых оболочек;
  • вялость;
  • апатия;
  • капризность;

У детей старшего возраста (от 12-ти до 18-ти лет):

  • нарушение памяти, внимания;
  • общая слабость;
  • снижение трудоспособности;
  • сонливость;
  • головные боли;
  • озноб;
  • ломота в теле.

Симптомы поражения гортани:

  • резкая, интенсивная боль в горле;
  • покраснение миндалин и язычка;
  • першение, чувство инородного тела в области глотки;
  • осиплость голоса;
  • афония;
  • лающий, сухой кашель, не приносящий облегчения;
  • одышка при минимальной физической нагрузке или в покое.

Диагностика

  1. Лабораторные методы обследования:сестринская помощь детям при остром ларингите
    • общий анализ крови, для которого характерным является увеличение количества лейкоцитов, сдвиг лейкоцитарной формулы влево с появлением в ней эозинофилов, палочкоядерных и сегментоядерных нейтрофилов, а так же увеличение СОЭ (скорости оседания эритроцитов);
    • общий анализ мочи, в котором будет наблюдаться повышение лейкоцитов и клеток плоского эпителия в поле зрения.
      Данные обследования не специфичны, но являются обязательными, так как по ним определяется степень воспалительной реакции в организме.
  2. Определение возбудителя заболевания:
    • Мазок со слизистой оболочки глотки.
      Врач-лаборант стерильным шпателем опускает вниз корень языка и одновременно ватным тампоном проводит по задней стенке глотки. Полученный материал сеют на питательную среду и помещают в термостат. Спустя 7 – 10 дней на питательной среде вырастают колонии микроорганизмов, которое и послужили развитию острого ларингита.
    • Микробиологическое исследование мокроты.
      Мокроту собирают утром в стерильную баночку и отвозят в микробиологическую лабораторию. Часть мокроты сеют на питательную среду и помещают в термостат, а другую часть непосредственно изучают под микроскопом.
      Данные методы позволяют со 100% точностью определить вид возбудителя инфекции и подобрать адекватное лечение, но минусом такой диагностики является время, так как заключение обследований можно получить только через 10 – 14 дней.
    • ПЦР (полимеразная цепная реакция) – выявление в крови повышенного титра антител к возбудителю. Метод применяется только при вирусных инфекциях.сестринская помощь детям при остром ларингите
  3. Инструментальные методы обследования:
    • Ларингоскопия – осмотр слизистой оболочки гортани при помощи эндоскопической трубки из оптического волокна. Применяется при тяжелой степени острого ларингита или при наличии осложнений.

Обычно родители больного ребенка изначально обращаются к педиатрам, а после прохождения вышеизложенного обследования наблюдаются у оториноларингологов (ЛОР-врачей). При возникновении осложнений все больные дети подлежат госпитализации в специализированные ЛОР-отделения.

Методы терапии

Лечение ребенка должно быть комплексным и воздействовать как на причину воспаления, так и на борьбу с основными симптомами и возможными осложнениями.

Медикаментозная терапия.

сестринская помощь детям при остром ларингите

При вирусном остром ларингите:

  • Ребенку до 1-го года назначается Лаферобион в ректальных свечах – по 1-й – 1 раз в сутки или в виде назальных капель – по 5 капель 1 раз в сутки. Длительность лечения – 3 дня.
  • Ребенку от 3-х лет назначают Гроприносин или Изопринозин внутрь натощак, доза препарата рассчитывается по массе тела, на 1 кг – 50 мг. Длительность лечения 7 – 10 дней.

При бактериальном остром ларингите:

  • Ребенку до 3-х лет назначается Сумамед, так как препарат имеет удобную форму для приема – суспензию.
    Сумамед продается во флаконах в порошке с различной дозировкой, чтобы приготовить суспензию необходимо просто добавить к порошку то количество воды, которое предусмотрено в инструкции:
    • флакон, содержащий 100 мг азитромицина в 5 мл требует добавления 12 мл кипяченой воды;
    • флакон, содержащий 200 мг азитромицина в 5 мл требует добавления 9 мл кипяченой воды.

    Препарат применяется внутрь 1 раз в сутки, перед каждым приемом необходимо тщательно перемешивать содержимое флакона и хранить его в холодильнике. Курс лечения – 3 дня.
    Доза Сумамеда рассчитывается по весу ребенка:

    5 2,5
    6 3
    7 3,5
    8 4
    9 4,5
    10 и более 5
  • Ребенку от 3-х лет назначаются антибактериальные препараты в таблетках: Аугментин по 625 мг 3 раза в сутки или Цефадокс по 200 – 400 мг 2 раза в сутки. Длительность лечения составляет 5 – 7 дней.

При повышении температуры тела назначается Нурофен в сиропе:

  • ребенку до 1-го года препарат назначается по 2,5 мг;
  • детям от 1-го до 6-ти лет по 5 – 7,5 мг;
  • от 6-ти до 12-ти лет по 10 – 15 мг.

сестринская помощь детям при остром ларингите

Кратность приема 3 раза в сутки. Длительность лечения – 7 дней.

Детям, старше 12-ти лет препарат назначается в таблетках по 200 мг 2 раза в день.

При развитии отека гортани препаратом выбора является Фенистил, доза лекарственного средства рассчитывается по возрасту:

от 1-го месяца до 1-го года 3 – 10 капель
от 1-го до 3-х лет 10 – 15 капель
от 3-х до 12-ти лет 15 – 20 капель
старше 12-ти лет 60 – 120 капель (3 – 6 мл)

Длительность лечения ребенка составляет 7 – 10 дней.

При возникновении кашля назначается Лазолван в сиропе детям до 12-ти лет по 2,5 – 5 мг 3 раза в сутки. Детям старше 12-ти лет – Амбротард по 30 мг (1 таблетка) 3 раза в день. Курс лечения – 10 дней.

При возникновении одышки рекомендовано использование Беродуала или Сальбутамола путем ингаляции через специальный аппарат – небулайзер.

Небулайзер

На 1 ингаляцию детям до 6-ти лет необходимо 10 капель, от 6-ти до 12-ти лет – 20 капель и от 12-ти лет – 40 капель. Длительность лечения – 10 дней.

Физиотерапия

Назначается после нормализации температуры тела и проводится в физиотерапевтическом отделении. Рекомендовано:

  • ингаляции;
  • электрофорез;
  • тубус-кварц.

Выбор препаратов, кратности приема и длительности лечения в каждом конкретном случае индивидуальный и решается Вашим лечащим врачом.

Осложнения заболевания

  • ложный круп;
  • абсцесс гортани;
  • стеноз (сужение) гортани;
  • хронический ларингит.

Профилактика заболевания

  • рациональное питание;
  • закаливание организма;
  • занятие физической культурой;
  • своевременное лечение воспалительных заболеваний верхних дыхательных путей;
  • санитарно-просветительная работа среди населения.

Советуем почитать: Препараты для ингаляции небулайзером при ларигните

Видео: Из телепередачи «Школа доктора Комаровского»

·  Выявите проблемы больного ребёнка.

·  Определите цели

·  Составьте план сестринского ухода с обоснованием

·  Продемонстрируйте технику оксигенотерапии с применением носового катетера.

Эталон ответа:

1.  Нарушены потребности: двигаться, выделять, спать, поддержание нормальной температуры тела, адаптации, поддерживать безопасность свою и окружающих, общаться, учиться.

2.  Проблемы ребёнка

·  Настоящие:

Ø  Головокружение,

Ø  Слабость,

Ø  заторможенность

Ø  Рвота,

Ø  Нарушение сна,

Ø  Головная боль,

Ø  Дефицит знаний о заболевании, способах лечения и профилактики

Ø  Повышение температуры тела

·  Потенциальные:

Ø  Риск аспирации рвотными массами

Ø  Риск развития осложнений

Ø  Риск заражения окружающих

·  Приоритетная:

Повышение температуры тела

Цели:

Краткосрочная: снизить температуру тела в течение трёх дней

Долгосрочная: устранить симптомы заболевания через 10 – 14 дней.

План сестринского вмешательства

Мотивация

Независимые сестринские вмешательства:

— Обеспечение пациентке постельного режима и психического покоя

— Для улучшения состояния

— Организация регулярной влажной уборки и проветривания палаты

— Для устранения гипоксии

— Обеспечения обильного приёма жидкости

— Для снятия симптомов интоксикации

— Обеспечение приёма пищи небольшими порциями по аппетиту, обязательный приём витаминизированной пищи и питья

— Снижение нагрузки на желудочно – кишечный тракт

— Повышение защитных сил организма

— Обеспечение ухода за кожей и слизистыми (влажные обтирания кожи, полоскание полости рта)

— Профилактика инфицирования кожи и слизистых

— Обеспечение смены нательного и постельного белья по мере необходимости

— Создание комфортных условий

— Измерение температуры тела 2 раза в день, наблюдение за состоянием больной

— Контроль состояния пациентки

— Раннее выявление осложнений

— Проведение беседы о заболевании с ребёнком и с родственниками

— Для устранения дефицита знаний

— Осознанное участие в уходе

Зависимые вмешательства

— Выполнит назначения врача:

— применит физические методы охлаждения,

— введёт жаропонижающие средства,

— введёт средства этиотропной терапии

— Для лечения пациентки

ЗАДАЧА №2.

Участковая медсестра активно посетила ребёнка 4 лет с диагнозом: ОРВИ.

При сестринском обследовании были получены следующие данные: ребёнок стал плохо кушать, беспокоит кашель, который усилился и носит характер сухого, болезненного. Со слов мамы болен второй день. Сначала был насморк, кашель, затем повысилась температура до 38,20.

Объективно: ребёнок активный, температура 37,30, носовое дыхание затруднено, слизистые выделения из носовых ходов, частый сухой кашель, частота дыхания 28 в 1 минуту, частота сердечных сокращений – 112 в 1 минуту, зев умеренно гиперемирован, налётов нет.

Задания:

1.  Выявите, удовлетворение каких потребностей нарушено.

2.  Выявите проблемы больного ребёнка.

3.  Определите цели

4.  Составьте план сестринского ухода с обоснованием

5.  Продемонстрируйте технику проведения горячей ножной ванны.

Эталон ответов:

1.  Нарушены потребности: дышать, питаться, спать, поддержание нормальной температуры тела, адаптации, поддерживать безопасность свою и окружающих, общаться.

2.  Проблемы пациента:

·  Настоящие:

Ø  Снижение аппетита

Ø  Кашель

Ø  Насморк

Ø  Неэффективное очищение дыхательных путей

Ø  Повышение температуры тела

Ø  Дефицит знаний о заболевании, способах лечения и профилактики

·  Потенциальные:

Ø  Риск развития осложнений

Ø  Риск инфицирования окружающих

·  Приоритетная проблема:

Ø  Кашель

Цели:

Краткосрочная — кашель станет влажным и безболезненным к концу недели

Долгосрочная – устранить кашель и другие симптомы заболевания к моменту выписки.

План сестринского вмешательства

Мотивация

Независимые вмешательства

— Обеспечение тёплого обильного питья, дополнительного витаминизированного питания

— Для облегчения кашля и повышения защитных сил организма

— Проведение беседы о заболевании

— Устранения дефицита знаний

— Профилактика возможных осложнений

— Обеспечит проведение регулярной влажной уборки и проветривания помещения

— Устранение гипоксии

— Проконтролирует приём лекарственных препаратов по назначению врача

— Для лечения пациента

Зависимые вмешательства

— Выполнит назначения врача:

— введёт лекарственные средства

— обеспечит и обучит мать выполнению простейших физиопроцедур (горчичники, горячие ножные ванны, паровые ингаляции)

— Для лечения пациента

ЗАДАЧА №3.

В инфекционное отделение госпитализирован ребёнок с диагнозом: ОРВИ, стенозирующий ларинготрахеит.

При сестринском обследовании медсестра получила следующие данные: температура тела ребёнка 36,40, пульс 130 ударов в 1 минуту, частота дыхательных движений 40 в 1 минуту. Кожные покровы бледные, чистые. Дыхание шумное, с затруднённым вдохом. Во время вдоха втягиваются межрёберные промежутки, надкдючичные области, яремная ямка. У ребёнка сухой лающий кашель. В лёгких пуэрильное дыхание, тоны сердца приглушены. Сон беспокойный. Физиологические отправления не нарушены.

Задания:

1.  Выявите, удовлетворение каких потребностей нарушено.

2.  Выявите проблемы больного ребёнка.

3.  Определите цели

4.  Составьте план сестринского ухода с обоснованием

5.  Обучите мать методам увлажнения воздуха.

Эталон ответов:

1.  Нарушены потребности: дышать, спать, адаптации, поддерживать безопасность свою и окружающих, общаться.

2.  Проблемы пациента:

·  Настоящие:

Ø  Затруднённое дыхание

Ø  Одышка

Ø  Кашель

Ø  Неэффективное очищение дыхательных путей

Ø  Нарушение сна

Ø  Дефицит знаний о заболевании, способах лечения и профилактики

·  Потенциальные проблемы:

Ø  Риск развития удушья

Ø  Риск присоединения осложнений

·  Приоритетная проблема:

Ø  Затруднённое дыхание

Цели:

Краткосрочная – у ребёнка улучшится дыхание через 1 – 2 суток

Долгосрочная – устранить симптомы заболевания через 7 – 10 дней.

План сестринского вмешательства

Мотивация

Независимые вмешательства

— Обеспечение спокойной обстановки

— Для облегчения дыхания

— Обеспечение доступа свежего воздуха, создание возвышенного положения (порекомендовать взять ребёнка на руки)

— Контроль состояния пациента (подсчёт дыхательных движений, пульса)

— Профилактика ухудшения состояния

— Проведение беседы с матерью о заболевании, способах лечения и профилактики

— Устранения дефицита знаний

— Обучения приёмам оказания помощи на дому

Зависимые вмешательства

— Выполнение назначений врача:

— проведение ингаляций

— постановка масляных горчичников

— введение лекарственных препаратов

— дача увлажнённого кислорода

— Для лечения ребёнка

ЗАДАЧА №4.

К Вам обратилась мама ребёнка 9 месяцев с жалобами на повышение теипературы тела до 37,50. У ребёнка проявления экссудативно – катарального диатеза. Ночью внезапно проснулся, стал беспокойным, появился лающий кашель, удушье, затруднён вдох. Голос осипший.

При осмотре: Состояние ребёнка средней степени тяжести, беспокоен. В дыхании участвует межрёберная мускулатура. На щеках шелушение, гиперемия кожи. Из носа серозное отделяемое. В зеве – гиперемия. В лёгких – жёсткое дыхание.

Задания:

1.  Определите неотложное состояние, развившееся у пациента.

2.  Составьте алгоритм оказания неотложной помощи.

3.  Продемонстрируйте технику постановки масляных горчичников.

Эталон ответа:

1.  Стенозирующий ларинготрахеит (ложный круп, вирусный круп)

2.  Помощь:

Ø  Вызвать машину скорой помощи

Ø  Успокоить ребёнка и маму

Ø  Обеспечить приток свежего воздуха и возвышенное положение

Ø  Создать повышенную влажность воздуха в помещении

Ø  Дать тёплое щелочное питьё

Ø  Госпитализировать в стационар

ЗАДАЧА №5.

В медицинский кабинет детского сада воспитатель привела ребёнка 4 лет с жалобами на вялость, бледность, отказ от еды.

При сестринском обследовании медсестра получила следующие данные: ребёнок плачет, не контактен, зовёт маму. Температура тела 39,50. Дыхание носовое, свободное. Кожные покровы бледные, чистые, конечности холодные. Язык слегка обложен белым налётом. В зеве лёгкая гиперемия миндалин, частота дыхательных движений 30 в 1 минуту, пульс 140 ударов в 1 минуту. Живот обычной формы, участвует в акте дыхания. Стула не было. Мочится свободно.

Задания:

1.  Определите неотложное состояние, развившееся у пациента.

2.  Составьте алгоритм оказания неотложной помощи.

3.  Продемонстрируйте технику внутримышечного введения папаверина.

Эталон ответа:

1.  Гипертермический синдром, «бледная гипертермия».

2.  Помощь:

Ø  Вызвать врача или машину скорой помощи

Ø  Сообщить родителям о состоянии ребёнка

Ø  Обеспечить ребёнку постельный режим

Ø  Согреть (укрыть одеялом, грелку к ногам)

Ø  Дать тёплое питьё

Ø  Обеспечить доступ свежего воздуха

Ø  Контролировать состояние ребёнка (подсчёт пульса, частоты дыхательных движений, температуры тела)

Ø  Приготовить антипиретики

VI. РЕЦЕПТОТЕКА

I.  Специфическое лечение.

1.  Химиотерапия.

Rp: Remantadini 0,05

Dtd № 10 in tab.

S. По 1 таблетке 2 раза в день ребёнку 7 лет в течение 3 дней.

***

Rp: Arbidoli 0, 1

Dtd № 20 in tab.

S. По 1 таблетке 3 раза в день до еды ребёнку 10 лет в течение 3 дней.

***

Rp: Anaferoni

Dtd № 20 in tab.

S. По 1 таблетке 3 раза в день, растворив в небольшом количестве воды, в течение 5 дней.

***

2. Препараты интерферона.

Rp: Interferoni

Dtd № 10 in amp.

S. По 3 – 4 капли каждые 15 – 20 минут в течение 3 – 4 часов, затем 4 – 5 раз в сутки в течение 3 суток.

***

Rp: Viferoni – 1 150 000 ME

Dtd in supp.

S. По 1 свече ректально 2 раза в сутки в течение 5 дней ребёнку 1 года.

Rp: Grippftroni 10 мл

DS: По 2 капли 3 раза в день ребёнку 2 лет.

В 1 мл содержится 10 000 МЕ препарата.

II.  Симптоматическая терапия.

1.  Жаропонижающие препараты.

Rp: Paracetamoli 0, 2

Dtd №10 in tab.

S. По ½ таблетки (100 мг) ребёнку 1 года при температуре.

Разовая доза 10 мг/кг.

***

Rp: Susp. Nurofeni for Children 100 мл

DS: По 5 мл 3 раза в сутки ребёнку 3 лет.

Детяммесяцев 2,5 мл 3 раза в день

1 – 3 года — по 5 мл 3 раза в день

4 – 6 лет — по 7,5 мл 3 раза в день

7 – 9 лет – по 10 мл 3 раза в день

10 – 12 лет – по 15 мл 3 раза в день

Нурофен (Ибупрофен) в таблетках по 0,2 для детей старше 12 лет принимать после еды.

2.  Средства, применяемые при рините

сосудосуживающие капли

Rp: Sol. Nazivini 0,01% — 10 мл

DS: По 1 – 2 капли в каждый носовой ход ребёнку 6 месяцев.

0 – 2 лет – 0,01%

2 – 6 лет – 0,025%

6 – 12 лет – 0,05%

Старше 12 лет – 0,1%

Rp: Vibrocili 15 мл

DS: По 1 – 2 капли в каждый носовой ход ребёнку 3 раза в день ребёнку 5 лет.

Для любого возраста в растворе и в виде спрея

— назальные спреи

Rp: Nazoli 30 мл

DS: По 1 впрыскиванию в каждый носовой ход 2 раза в день в течение 3 дней ребёнку 6 лет.

Детям старше 6 лет.

3.  Препараты от кашля.

А) противокашлевые

— центрального действия

Rp: Sinecodi 20 ml

DS: По 15 капель ребёнку 4 лет 4 раза в день

Сироп: 3 – 6 лет – 5 мл 3 раза в сутки

6 – 12 лет – 10 мл 3 раза в сутки

Старше 12 лет – 15 мл в сутки

Капли: с 2 месяцев до 1 года – 10 капель 4 раза в день

1  — 3 года – 15 капель 4 раза в день

Старше 3 лет – 25 капель 4 раза в день

— периферического действия

Rp: Libexini 0,1

Dtd № 20 in tab.

S. ¾ таблетки ребёнку 10 лет не разжёвывая

25 – 50 mg 3 – 4 раза в сутки:

До 3 лет – ¼ табл.

4 – 7 лет – ½ таблетки

8 – 12 лет – ¾ таблетки

13 – 15 лет – 1 таблетка.

— комбинированного действия:

Rp: Sir. Tussini 100 ml

DS: 2,5 мл каждые 4 часа ребёнку 5 лет.

2  – 6 лет – 2,5 мл

6 – 12 лет – 5 мл

Старше 12 лет – 10 мл каждые 4 часа

***

Rp: Broncholythini 100 ml

DS: По 10 мл 3 раза в день ребёнку 10 лет

3  – 10 лет – 5 мл 3 раза в сутки

Старше 10 лет 10 мл 3 раза в сутки

Б) муколитические

Rp: Bromhexini 4 mg

Dtd № 20 in tab.

S. По 1 таблетке 3 раза в день ребёнку 10 лет вне зависимости от приёма пищи с большим количеством воды

До 6 лет – 2 mg 3 раза в сутки

6 – 14 лет – 4 mg 3 раза в сутки

С 14 лет – 8 mg 3 раза в сутки

***

Rp: Ambroxoli 100 ml

DS: По 2,5 мл ребёнку 4 лет.

До 2 лет – 2,5 мл 2 раза в день

2- 5 лет – 2,5 мл 3 раза в сутки

5 – 12 лет – 5 мл 2 – 3 раза в сутки

С 12 лет – 10 мл 3 раза в сутки

В) отхаркивающие

Rp: Inf. Herbae Thermopsidi 0,1 – 100ml

DS: По 1 десертной ложке 3 раза в день ребёнку 5 лет

До 2 лет – 1 ч. Л. 3 раза в день

Дошкольникам – 1 дес. ложка 3 раза в день

Школьникам – 1 столовая ложка 3 раза в день (из расчёта 0,2 – 200 мл)

***

Rp: Inf. Rad. Altaeae 2, 0 – 100 ml

DS: По 1 чайной ложке 4 раза в день ребёнку 5 лет.

Rp: Pertussini 100 ml

DS: По 1 чайной ложке 3 раза в день ребёнку 5 лет

До 3 лет – ½ чайных ложки 3 раза в день

Дошкольникам – 1 чайная ложка 3 раза в день

Школьникам – 1 дес. Ложка 3 раза в день

***

Rp: Muсalthini

Dtd №20 in tab.

S. По 1 таблетке 3 раза в день ребёнку 7 лет, растворив в 1/3 стакана воды, выпить перед едой.

Дошкольникам – ½ таблетки 3 раза в день

Школьникам – 1 таблетка 3 – 4 раза в день

***

Rp: Elixir pectoralis 25 ml

DS: По 5 капель 3 раза в день ребёнку 3 лет

Состав: экстракт корня солодки, анисовое масло, этиловый спирт, водный аммиак, дистиллированная вода

На приём столько капель сколько лет ребёнку.

VII. Тестовые задания для самоконтроля

ВЫБЕРИТЕ ОДИН ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

1.  Жалобы ребёнка при остром рините

1)  Грубый лающий кашель

2)  Сухой кашель

3)  Одышка

4)  Слизисто – серозные выделения из носа

2.  Ложный круп развивается при

1)  Риновирусной инфекции

2)  Аденовирусной инфекции

3)  Гриппе

4)  Парагриппе

3.  Источник болезни при гриппе

1)  Больной человек

2)  Вирусоноситель

3)  Бактерионоситель

4)  Носитель – реконвалесцент

4.  Основной путь передачи гриппа

1)  Контактно – бытовой

2)  Воздушно – капельный

3)  Через конъюнктиву глаз

4)  Алиментарный

5.  При оценке дыхания у ребёнка не определяют

1)  Частоту

2)  Ритм

3)  Глубину

4)  Синхронность

6.  Инкубационный период при аденовирусной инфекции

1)  1 – 2 дня

2)  – 4 дня

3)  7 – 12 дней

4)  10 дней

7.  Излюбленное место локализации вируса гриппа

1)  Слизистая гортани

2)  Слизистая трахеи

3)  Слизистая ротовой полости

4)  Слизистая бронхиол

8.  Для парагриппа характерно

1)  Внезапное начало

2)  Более выраженная, чем при гриппе интоксикация

3)  Грубый сухой кашель

4)  Влажный кашель

9.  Возбудитель острых заболеваний верхних дыхательных путей

1)  Вирус гриппа

2)  Бацилла Лёффлера

3)  Вирус полиомиелита

4)  Грибы

10.  Аденовирус преимущественно поражает

1)  Слизистую гортани

2)  Слизистую трахеи

3)  Слизистую носоглотки

4)  Слизистую бронхов

ВЫБЕРИТЕ НЕСКОЛЬКО ПРАВИЛЬНЫХ ОТВЕТОВ

1.  Симптомы аденовирусной инфекции

1)  Субфебрильная температура

2)  Гнойные выделения из глаз

3)  Влажный кашель

4)  Затруднённое дыхание

5)  Лихорадка до 390

6)  Увеличение лимфатических узлов

2.  Осложнения гриппа

1)  Стоматит

2)  Перикардит

3)  Нейротоксикоз

4)  Гайморит

5)  Пневмония

6)  Остеомиелит

3.  Для снижения температуры у детей применяют

1)  Парацетамол

2)  Коргликон

3)  Анальгин

4)  Преднизолон

5)  Анаферон

6)  Эуфиллин

4.  Противокашлевые препараты

1)  Либексин

2)  Мукалтин

3)  Пенициллин

4)  Тусупрекс

5)  Глауцин

6)  Анаферон

5.  Травы, обладающие отхаркивающим действием

1)  Мать и мачеха

2)  Девясил

3)  Пижма

4)  Солодка

5)  Багульник

6)  Толокнянка

6.  Симптомы гриппа

1)  Сухой кашель

2)  Высокая лихорадка

3)  Головная боль

4)  Одышка

5)  Светобоязнь

6)  Запоры

7.  Препараты специфического лечения ОРВИ

1)  Либексин

2)  Анаферон

3)  Лазолван

4)  Термопсис

5)  Виферон

6)  Арбидол

8.  Признаки ложного крупа

1)  Инспираторная одышка

2)  Экспираторная одышка

3)  Цианоз носогубного треугольника

4)  Боли в животе

5)  Гнойные налёты на миндалинах

6)  Грубый лающий кашель

9.  Анатомические особенности верхних дыхательных путей у детей

1)  Подвижная трахея

2)  Узкие носовые ходы

3)  Сформированы все пазухи носа

4)  Длинный слёзно – носовой канал

5)  Сухая слизистая оболочка

6)  Хрящи гортани плотные

10.  Характер поражения дыхательных путей при парагриппе

1)  Бронхит

2)  Пневмония

3)  Ларингит

4)  Ангина

5)  Ложный круп

6)  Ринит

ЗАДАНИЯ ОТКРЫТОЙ ФОРМЫ

ВСТАВЬТЕ ПРОПУЩЕННОЕ СЛОВО

1.  В общем анализе крови при ОРВИ отмечается снижение содержания …

2.  При сухом кашле показаны … препараты

3.  Муколитические средства способствуют отхождению …

4.  Введение вакцины против гриппа – это профилактика

5.  Частоту дыхательных движений необходимо подсчитывать в состоянии

6.  Вдыхание жидких лекарственных веществ называется терапия

7.  Мазок из зева и носа необходимо отправить в лабораторию

8.  … – основной жаропонижающий препарат в детской практике

9.  Эуфиллин водится с целью снятия …

10.  Стенотическое дыхание – это признак ….

VIII. Эталоны ответов к тестам самоконтроля.

Номер вопроса

Ответ

Номер вопроса

Ответ

С выбором одного правильного ответа

С выбором нескольких правильных ответов

Вставьте пропущенное слово

лейкоцитов

ингаляционная

противокашлевые

бактериологическую

мокроты

парацетамол

специфическая

одышки

покоя

ларинготрахеита

IX. Глоссарий

Ринит

Фарингит

Ларингит

Трахеит

Тонзиллит

Ингаляция

Аэрозоль

Ингалятор

Грипп

Парагрипп

Аденовирусная инфекция

Риновирусная инфекция

Респираторно – синцитиальная инфекция

X. Эталон ответов к терминам.

1.  Ринит – острое воспаление слизистой оболочки носа.

2.  Фарингит – острое воспаление слизистой оболочки глотки.

3.  Ларингит – острое воспаление слизистой оболочки гортани.

4.  Тонзиллит – острое воспаление миндали.

5.  Ингаляция – это вдыхание распылённых в воздухе жидких или твёрдых веществ.

6.  Аэрозоль – вещество, распылённое в воздухе.

7.  Ингалятор – прибор для введения аэрозоля в дыхательные пути.

8.  Грипп – острое вирусное заболевание, вызываемое различными серотипами вируса гриппа, передающееся воздушно – капельным путём и характеризующееся лихорадкой, токсикозом и поражением респираторного тракта.

9.  Парагрипп – острое вирусное заболевание, характеризующееся умеренной интоксикацией и катаром верхних дыхательных путей с преимущественным поражением слизистых оболочек носа и гортани.

10.  Аденовирусная инфекция – острое инфекционное заболевание, характеризующееся лихорадкой, умеренно выраженной интоксикацией, поражением слизистых оболочек дыхательных путей, конъюнктивы глаз, лимфоидной тканью.

11.  Риновирусная инфекция – острое вирусное заболевание дыхательных путей, протекающее с преимущественным поражением слизистой оболочки носоглотки.

12.  РС – инфекция – острое вирусное заболевание, протекающее с преимущественным поражением нижних дыхательных путей (бронхов и бронхиол)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Учебно – методическое пособие содержит дополнительную информацию к теоретическому материалу лекций и учебника.

Предназначено для помощи студентам в освоении практических навыков и умений.

Позволяет найти грамотный, мотивированный подход к каждому ребёнку, чётко и последовательно выполнять зависимые и независимые сестринские вмешательства.

Содержит практическую информацию по планированию сестринского вмешательства, выполнению практических манипуляций.

Каждый подраздел темы обеспечен перечнем контрольных вопросов для подготовки, заданием для самостоятельной работы, примерами решения ситуационных задач, заданиями для самоконтроля знаний разного уровня сложности.

Для обеспечения наглядности изучения темы пособие содержит иллюстрации и рисунки.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.  , Бабыкина оказания неотложной помощи детям в стационаре. Учебное пособие. Архангельск, 2009.

2.  Берман по Нельсону. Издательство МИА, 2009.

3.  Борисова инфекции дыхательных путей у детей. Учебное пособие для врачей – педиатров. Москва, 2 004.

4.  Воронцов детских болезней. Фолиант. Москва. 2 009.

5.  Галактионова помощь детям. Догоспитальный этап. Учебное пособие. Феникс. Ростов – на – Дону. 2007.

6.  , Ежова . Практикум. Учебное пособие. Оникс. Москва. 2008.

7.  Ершов препараты. Справочник. Москва, 2 006.

8.  , Плаксин морфофункциональные костанты здорового ребёнка. Учебное пособие. Архангельск, 2005.

9.  , Шайтор педиатрия. Руководство для врачей. ГЭОТАР – Медиа. Москва. 2007.

10.  , Учайкин состояния в педиатрии. Практическое руководство для вузов. ГЭОТАР – Медиа. Москва

11.  Сергеева . Учебник для вузов. С. – Петербург, 2 007.

12.  , Тульчинская с детскими инфекциями. Ростов – на — Дону, 2 008.

13.  Тимченко болезни у детей. Учебник для медицинских вузов. Спец. Лит. Санкт – Петербург. 2 008.

14.  Цыбулькин состояния в педиатрии. Библиотека непрерывного образования врача. ГЭОТАР – Медиа. Москва. 2 007

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Зачастую в возрасте от года до трех лет у ребенка возникает такое заболевание, как ларингит. В простонародье его принято называть ложным крупом. Этот воспалительный процесс поражает горло и голосовые связки. Зачастую взрослые воспринимают данную патологию не всерьез, но эта болезнь при несвоевременном и неправильном лечении может привести к удушью и смерти. Чтобы этого не произошло, необходимо знать, как оказывать помощь при ларингите.

Помощь при ларингите острого характера

Если взрослый заболел данным заболеванием, то паниковать не стоит. Просто нужно знать, как оказать первую помощь при ларингите и следовать всем рекомендациям.

  1. Первым делом, стоит полностью перестать разговаривать. Любое раздражающее воздействие на связки может привести к ухудшению ситуации.
  2. Принимать только теплую пищу и напитки. На это время стоит отказаться от горячей и острой еды, газированных и спиртных напитков.
  3. Принимать много жидкости. В данном случае любые соки, компоты и морсы, кофе противопоказаны. Пить можно только минеральную или обычную воду и чаи.
  4. Если на улице холодно, то нельзя выходить. В течение нескольких дней лучше оставаться дома.
  5. Постоянно проводить увлажнение воздуха. Для таких целей можно приобрести увлажнитель. Если его нет, то достаточно на батарею и ж=дверь повесить мокрые полотенца или пеленки. При возникновении приступа врачи советуют зайти в ванную, закрыться и включить там горячую воду. Пары помогут увлажнить слизистые оболочки.
  6. Отказаться от пагубной привычки в виде курения.
  7. Выполнять паровые ингаляции с добавлением соды или эфирных масел.
  8. Ополаскивать горло через каждый час растворами из морской соли или настоями лекарственных трав.
  9. Можно парить ноги с добавлением сухой горчицы.
  10. При отсутствии высокой температуры можно делать спиртовые, влажные или сухие компрессы на горло.

Лечебный процесс лучше проводить в комплексе, особенно если ларингит стал следствием простудной болезни или гриппа.

Первая помощь детям при ларингите

Ларингит для детей является страшной болезнью. Заболевание в таком возрасте переносится гораздо тяжелее, чем у взрослых. Поэтому при его возникновении необходимо знать, как правильно оказывается первая помощь при ларингите у детей.

  1. Как можно чаще увлажнять и проветривать комнату, где находится ребенок.
  2. Если у ребенка возникает приступ, первым делом его следует успокоить.
  3. При проявлении лающего кашля нужно посадить малыша. Такая мера поможет облегчить дыхание.
  4. При отсутствии высокой температуры можно делать ребенку теплые ванночки для ног. Такие мероприятия позволят отойти крови от горла, благодаря чему спадет отечность.
  5. Обязательно больного малыша нужно отпаивать водой. Если ребенка отказывается, то нужно поступить по-другому. Через каждый час предлагать ему по одно-две ложечки воды через каждые пятнадцать минут.
  6. Чтобы снизить отечность тканей и убрать спазм, можно давать препараты антигистаминного и противоспазматического действия.
  7. Если ребенок начал задыхаться или наблюдается остановка дыхания, то нужно у малыша вызвать рвотный рефлекс. Рвотный центр располагается вблизи с дыхательным, поэтому при воздействии на один проявляется и второй.
  8. Во время сна голова ребенка должна быть немного приподнята. Поэтому рекомендуется подложить свернутое одеяло или еще одну подушку. Такая мера поможет улучшить дыхательный процесс. В дальнейшем при плохом самочувствие малыш будет интуитивно занимать такое положение, так ка данным образом улучшается состояние.
  9. В обязательном порядке ребенку нужно вызвать врача на дом. Только правильно поставленный диагноз и лечебный процесс позволят быстро вылечить ларингит.

Диагностирование ларингита

Симптоматику ларингита, которая встречается у детей, можно разделить на несколько стадий:

  • на ранних стадиях воспалительного процесса у малыша возникает охриплость голоса. Через какое-то время голос начинает пропадать;
  • при большем развитии ларингита голос у ребенка становится надрывным;
  • потом возникает кашель сухого типа, который по звукам напоминает собачий лай. В медицине его принято называть лающим;
  • когда заболевание переходит в более тяжелую форму, проявляется свист и западание межреберного пространства при вдохе. При возникновении приступа носогубный треугольник начинает синеть.

Отечность гортани в основном проявляется в ночное время суток. Но заподозрить возникновение болезни можно еще днем. Если родители уже сталкивались с ларингитом, то определить симптомы уже не составит особого труда. Во время плача и капризности малыша можно заметить приобретение охриплости. Чтобы своевременно помочь ребенку, нужно знать признаки ларингита.

После того, как приедет скорая, помощь ребенку при ларингите уже окажут специалисты. После этого они расскажут родителям, что нужно будет делать при приступах.

В основу лечебного процесса входит увлажнение слизистой оболочки гортани. Поэтому нужно использовать небулайзер с физиологическим раствором или минеральной водой. Для лечебной терапии зачастую назначают Пульмикорт или Беродуал. Ингаляции с этими препаратами стоит проводить два раза в день. А общее количество процедур в день должно составлять не меньше четырех раз.

Также малышу назначают противокашлевые препараты, чтобы остановить возникновение приступа. Кашель ведет к еще большему раздражению горла и голосовых связок. Принимать их следует не больше двух-трех дней. После этого назначаются отхаркивающие средства.

Если ларингит носит вирусную природу, то детям назначаются противовирусные средства в виде свечей Виферон или таблеток Эргоферон.
Если ларингит возник у ребенка старше четырех-пяти лет, то можно проводить полоскания, орошение горла или рассасывание антисептических таблеток.

Чтобы ларингит не проявился вновь, нужно проводить иммуностимулирующую терапию. Для этого следует укреплять организм при помощи закаливающих процедур, правильного питания, занятий спортом и приема витаминных комплексов. Необходимо как можно чаще осуществлять прогулки на свежем воздухе, но избегать переохлаждений и контактирования с больными людьми.

Если ларингит возник один раз, это не говорит о том, что он проявиться вновь. Но зная меры по оказанию первой помощи, этот недуг станет не таким опасным.

Первая помощь при хроническом течении ларингита

Существует ряд профессий, где регулярно необходимо использовать голосовые связки. Поэтому у таких людей ларингит встречается довольно часто. Если он проявился один раз, то потом возникает регулярно.

Поэтому пациенту нужно в такой ситуации знать, как оказывается себе первая помощь при ларингите хронической формы.
Действия должны заключаться:

  • в проведении теплых ванн с добавлением горчицы;
  • в постановке горчичников в качестве отвлекающей процедуры;
  • в полоскании горла различными щелочными растворами, настоями из лекарственных трав;
  • в снятии раздраженности со слизистой оболочки при помощи ингаляций с добавлением шалфея, облепихи и эвкалипта;
  • в обильном питье;
  • в употреблении теплого молока с добавлением меда, соды и минеральной воды.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *