Сестринский процесс при фарингите

Тема 2.4.1 Сестринский процесс при остром рините, ринофарингите, остром фарингите.

План лекции:

Острый ринит: причины возникновения, клинические проявления, возможные осложнения, особенности течения заболевания у детей, сестринский процесс, принципы лечения.

Ринофарингит: причины возникновения, клинические проявления, возможные осложнения, особенности течения заболевания у детей, сестринский процесс, принципы лечения.

Острый фарингит: причины возникновения, клинические проявления, возможные осложнения, сестринский процесс, принципы лечения.

Профилактика острого ринита, ринофарингита, фарингита.

Острий ринит

Острый ринит (насморк) — это острое (внезапно возникшее) воспаление слизистой оболочки полости носа.

Причины насморка

— вирусы, вызывающие острую респираторную вирусную инфекцию (ОРВИ) — это наиболее частая причина острого насморка;

— бактерии,  поражающие слизистую оболочку полости  после повреждения её вирусами и  являющиеся причиной осложнений;

— травмы слизистой оболочки носа инородными телами;

— профессиональные вредные факторы (пыль, дым, сильно пахнущие вещества и т.д.).

Также появлению насморка способствует общее переохлаждение организма.

Симптомы и стадии острого насморка

Стадия 1. В период от 1 часа до 2 дней  ощущается сухость, жжение и зуд в носу, .

Стадия 2. Длится 2-3 дня  и отмечается затрудненное носовое дыхание, обильные прозрачные водянистые ,  (распознавание запахов), слезотечение, заложенность ушей и гнусавый оттенок голоса. При насморке дыхание через рот способствует дальнейшему распространению воспаления на нижележащие отделы дыхательных путей.

Стадия 3. Начало связано с присоединением бактериального воспаления. Улучшается общее состояние, носовое дыхание и обоняние, но  приобретают желтый или зеленый цвет и более густую консистенцию.

Через 7 дней насморк должен прекратиться.  При хорошем иммунитете и быстро начатом лечении при насморке возможно выздоровление в течение 2-3 дней. При снижении иммунитета и недостаточном лечении ринит может затянуться, привести к развитию осложнений.

Самыми распространенными осложнениями острого ринита являются:   (, фронтит и др.), , воспаление слизистой оболочки глаз (конъюнктивит).

У новорожденных и детей грудного возраста острый ринит всегда расценивается как заболевание, чреватое развитием  осложнений. По мере развития заболевания дыхание через нос прекращается, а дыхание через рот сопровождается заглатыванием воздуха. В результате отсутствия носового дыхания при кормлении нарушается акт сосания. Кроме того, нарушение дыхания приводит к повышению внутричерепного давления и раздражению мозговых оболочек.Воспаление слизистой оболочки носа часто распространяется на носоглотку, глотку, гортань, трахею, бронхи, легкие, и может привести к развитию пневмонии.

Диагностика

Диагностируется при о.

Лечение

При рините лечение требует обязательного участия  ЛОР-врача.

Для уменьшения сильной заложенности носа при рините в лечении применяются сосудосуживающие капли, которые вызывают сужение кровеносных сосудов полости носа и уменьшают отек слизистой оболочки носа.

При длительном их использовании (более 7-10 дней) может развиться  медикаментозный ринит, когда изменяется слизистая оболочка носа, отекает, при этом  пациенты вынуждены постоянно закапывать  сосудосуживающие капли.

При рините в лечении имеются ограничения по применению сосудосуживающих капель у людей с артериальной гипертензией, беременных, детей, а также при хроническом атрофическом рините.

При насморке в лечении антибиотикотерапия  не показана, т.к. антибиотики не действуют на вирусы, которыми чаще всего вызван ринит. Если к вирусному воспалению быстро присоединяется бактериальное, развиваются осложнения, то в этом случае встаёт вопрос о применении при насморке в лечении антибиотикотерапии.  Грамотно разрешить этот вопрос под силу только специалисту.

Мы в нашей клинике назначаем индивидуальные схемы лечения. Широко используем гомеопатические препараты. Проводим магнито- и лазеротерапию, обладающую прекрасным противоотёчным, иммуностимулирующим, противовоспалительным и противоаллергическим  действием.

Осложнения

К ним относят в первую очередь гайморит, который иначе называют синусит, а также фронтит и полипы.

Назофаринит (ринофаринит)

Риноназофаринит, эпифаринги

·т, быт.: просту

·да)  воспаление слизистой оболочки , чаще всего инфекционной этиологии

Этиология

Острый назофарингит имеет вирусную или, реже, бактериальную этиологию, хронический назофарингит имеет, как правило, бактериальную, иногда  грибковую природу. Однако пусковым моментом в развитии заболевания почти всегда является вирусная инфекция.

В роли инфекционных агентов вирусной природы в основном выступают , бактериальной природы  , , ,  и другая микрофлора, обычно обнаруживаемая в носоглотке в непатогенной форме.

К общим факторам заболеваемости относят переохлаждение организма. 

Клиническая картина

Для назофарингита характерны неприятные ощущения в носоглотке: жжение, покалывание, сухость, нередко скопление слизистого отделяемого, которое иногда приобретает кровянистый вид и трудно отходит из носоглотки. Нередко беспокоит боль в затылке. Часто возникают затруднения носового дыхания и , особенно у детей. В случаях распространения воспаления на слизистую оболочку слуховых труб (возникновение ) появляются пощелкивание, шум и боль в ушах, понижение слуха.

Назофарингит у взрослых обычно протекает без повышения температуры тела; в детском возрасте температурная реакция часто бывает значительной. При осмотре отмечаются  и припухлость слизистой оболочки носоглотки, вязкие выделения на глоточной миндалине и задней стенке глотки.

Диагностика.

Возможно только при комплексном учете клинических и лабораторных данных. Обычно в формуле крови отмечают увеличение лимфоцитов (не менее 15% по сравнению с возрастной нормой) и появление в крови «атипичных» мононуклеаров.

Лечение назофарингита.

Местное лечение проводится путем закапывания в нос экмоновоциллина, препаратов серебра (2% раствора протаргола, 0,25% раствора ляписа и т. д.), у взрослых 23 % раствора эфедрина по 45 капель 2 раза в день. Иногда заболевание купируется назначением аспирина, салицилового натрия, облучением подошв ног эритемной дозой ультрафиолетовых лучей (Б. С. Преображенский) или применением горячих ножных ванн. В последнее время с успехом применяется вдувание в нос тройного порошка (Penicillini 200 000 ED, Norsulfasoli, Sulfasoli aa 2,0).

Осложнения

Назофарингит может осложняться бронхопневмонией, нефритом, гастроэнтеритом, острым отитом, а у детей даже менингитом. У взрослых прогноз вполне благоприятный. У детей он находится в зависимости от их общего состояния, от вирулентности инфекции, от качества ухода и лечения и от характера присоединившегося осложнения.

Фарингит

Фаринги

·т  воспаление  и лимфоидной ткани .

Этиология

Основная причина фарингита  это вдыхание холодного или загрязненного , влияние химических раздражений (, ). Инфекционный фарингит может быть спровоцирован различными  (, , ), а также  (, ) и . Нередко фарингит развивается вследствие распространения инфекции за пределы очага , прилежащего к глотке (, , ).

Клиническая картина. Диагностика.

 фарингита зависят от характера заболевания.

При остром фарингите:

появляется боль в  (особенно при глотании),

сухой , на третий-четвертый день иногда появляется мокрый кашель,

выделение  или .

Как правило пациент (ребёнок или взрослый) предъявляет жалобы на першение и боль в горле, сухой и порой мучительный кашель. Возможно повышение температуры до  (37,538°), реже выше.

Симптомы острого фарингита на фоне ОРВИ или других инфекционных болезней дополняются признаками основного заболевания: высокая температура, затруднение дыхания, наличие признаков интоксикации, сыпи и так далее.

При осмотре горла (фарингоскопии) можно заметить ярковыраженное покраснение слизистой оболочки глотки. В некоторых случаях определяются небольшие изъязвления слизистой.

Необходимо различать острый фарингит и острый тонзиллит.  (ангиной) называют локальное воспаление нёбных миндалин; при остром фарингите воспалительный процесс принимает более разлитой характер, а симптомы острого тонзиллита (боль при глотании, повышение температуры, увеличение шейных лимфоузлов) дополняются симптомами воспаления стенок глотки: першение и сухость в горле, сухой кашель.

Осложнения

· Перитонзиллярный и заглоточный абсцесс

· Воспаление носовых пазух (синусит, гайморит)

· Воспаление внутреннего уха, слуховой трубы

· Воспаление почек (постстрептококковый гломерулонефрит)

· Ревматическая лихорадка

Лечение

Лечение фарингита направлено на устранение фактора, вызвавшего . В случае бактериального фарингита это достигается при помощи  (в том числе и местно: полоскание горла, орошение миндалин и задней стенки глотки , ), а в случае фарингита, вызванного длительным вдыханием дыма или раздражающих веществ  использованием средств индивидуальной защиты или сменой места работы. Для лечения всех случаев фарингита требуется прекращение курения.

Профилактика ринита, ринофарингита, фарингита.

Профилактика начинается со здорового образа жизни. Следить за собой стоит не только «в сезон», а постоянно. Существует несколько беспроигрышных вариантов, .

Во-первых, необходимо т следить за своим рационом. В меню стоит добавить свежие овощи и фрукты, каши, мясо и рыбу. Попытайтесь отучить себя питаться всухомятку и ежедневно старайтесь есть теплую домашнюю пищу. Это укрепит организм самым естественным образом, и поможет с легкостью пережить все вспышки сезонных заболеваний.

Во-вторых, необходимо приучать себя к спорту. Необязательно сразу покупать абонемент в спортзал, можно начать с отжиманий и качания пресса по утрам. Если Вы  человек не ленивый, и возле Вашего дома есть парк, то лучших физических нагрузок, нежели пробежки, Вам не найти. Занятие спортом укрепляет организм, благодаря чему иммунитет может активнее противостоять вирусам и инфекциям.

Большое значение для профилактики простудных заболеваний имеет личная гигиена. Банально  тщательно вымытые руки помогут уберечь наш организм от бактерий. Об этом не перестают твердить врачи, социальная , родители, однако все равно обращаем недостаточное количество внимания на такой важный аспект.

Современные иммуностимулирующие препараты помогут поддержать защитную систему нашего организма. Обратите внимание на препарат Имупрет, содержащий натуральные растительные компоненты. Действие семи лекарственных трав оказывает иммуностимулирующий, противоспалительный и противовирусный эффект.

Во время  следует избегать длительных пребываний в общественных местах, наружные отделы носовых ходов смазывают оксолиновой мазью. Как природный  употребляется в пищу .

·  Выявите проблемы больного ребёнка.

·  Определите цели

·  Составьте план сестринского ухода с обоснованием

·  Продемонстрируйте технику оксигенотерапии с применением носового катетера.

Эталон ответа:

1.  Нарушены потребности: двигаться, выделять, спать, поддержание нормальной температуры тела, адаптации, поддерживать безопасность свою и окружающих, общаться, учиться.

2.  Проблемы ребёнка

·  Настоящие:

Ø  Головокружение,

Ø  Слабость,

Ø  заторможенность

Ø  Рвота,

Ø  Нарушение сна,

Ø  Головная боль,

Ø  Дефицит знаний о заболевании, способах лечения и профилактики

Ø  Повышение температуры тела

·  Потенциальные:

Ø  Риск аспирации рвотными массами

Ø  Риск развития осложнений

Ø  Риск заражения окружающих

·  Приоритетная:

Повышение температуры тела

Цели:

Краткосрочная: снизить температуру тела в течение трёх дней

Долгосрочная: устранить симптомы заболевания через 10 – 14 дней.

План сестринского вмешательства

Мотивация

Независимые сестринские вмешательства:

— Обеспечение пациентке постельного режима и психического покоя

— Для улучшения состояния

— Организация регулярной влажной уборки и проветривания палаты

— Для устранения гипоксии

— Обеспечения обильного приёма жидкости

— Для снятия симптомов интоксикации

— Обеспечение приёма пищи небольшими порциями по аппетиту, обязательный приём витаминизированной пищи и питья

— Снижение нагрузки на желудочно – кишечный тракт

— Повышение защитных сил организма

— Обеспечение ухода за кожей и слизистыми (влажные обтирания кожи, полоскание полости рта)

— Профилактика инфицирования кожи и слизистых

— Обеспечение смены нательного и постельного белья по мере необходимости

— Создание комфортных условий

— Измерение температуры тела 2 раза в день, наблюдение за состоянием больной

— Контроль состояния пациентки

— Раннее выявление осложнений

— Проведение беседы о заболевании с ребёнком и с родственниками

— Для устранения дефицита знаний

— Осознанное участие в уходе

Зависимые вмешательства

— Выполнит назначения врача:

— применит физические методы охлаждения,

— введёт жаропонижающие средства,

— введёт средства этиотропной терапии

— Для лечения пациентки

ЗАДАЧА №2.

Участковая медсестра активно посетила ребёнка 4 лет с диагнозом: ОРВИ.

При сестринском обследовании были получены следующие данные: ребёнок стал плохо кушать, беспокоит кашель, который усилился и носит характер сухого, болезненного. Со слов мамы болен второй день. Сначала был насморк, кашель, затем повысилась температура до 38,20.

Объективно: ребёнок активный, температура 37,30, носовое дыхание затруднено, слизистые выделения из носовых ходов, частый сухой кашель, частота дыхания 28 в 1 минуту, частота сердечных сокращений – 112 в 1 минуту, зев умеренно гиперемирован, налётов нет.

Задания:

1.  Выявите, удовлетворение каких потребностей нарушено.

2.  Выявите проблемы больного ребёнка.

3.  Определите цели

4.  Составьте план сестринского ухода с обоснованием

5.  Продемонстрируйте технику проведения горячей ножной ванны.

Эталон ответов:

1.  Нарушены потребности: дышать, питаться, спать, поддержание нормальной температуры тела, адаптации, поддерживать безопасность свою и окружающих, общаться.

2.  Проблемы пациента:

·  Настоящие:

Ø  Снижение аппетита

Ø  Кашель

Ø  Насморк

Ø  Неэффективное очищение дыхательных путей

Ø  Повышение температуры тела

Ø  Дефицит знаний о заболевании, способах лечения и профилактики

·  Потенциальные:

Ø  Риск развития осложнений

Ø  Риск инфицирования окружающих

·  Приоритетная проблема:

Ø  Кашель

Цели:

Краткосрочная — кашель станет влажным и безболезненным к концу недели

Долгосрочная – устранить кашель и другие симптомы заболевания к моменту выписки.

План сестринского вмешательства

Мотивация

Независимые вмешательства

— Обеспечение тёплого обильного питья, дополнительного витаминизированного питания

— Для облегчения кашля и повышения защитных сил организма

— Проведение беседы о заболевании

— Устранения дефицита знаний

— Профилактика возможных осложнений

— Обеспечит проведение регулярной влажной уборки и проветривания помещения

— Устранение гипоксии

— Проконтролирует приём лекарственных препаратов по назначению врача

— Для лечения пациента

Зависимые вмешательства

— Выполнит назначения врача:

— введёт лекарственные средства

— обеспечит и обучит мать выполнению простейших физиопроцедур (горчичники, горячие ножные ванны, паровые ингаляции)

— Для лечения пациента

ЗАДАЧА №3.

В инфекционное отделение госпитализирован ребёнок с диагнозом: ОРВИ, стенозирующий ларинготрахеит.

При сестринском обследовании медсестра получила следующие данные: температура тела ребёнка 36,40, пульс 130 ударов в 1 минуту, частота дыхательных движений 40 в 1 минуту. Кожные покровы бледные, чистые. Дыхание шумное, с затруднённым вдохом. Во время вдоха втягиваются межрёберные промежутки, надкдючичные области, яремная ямка. У ребёнка сухой лающий кашель. В лёгких пуэрильное дыхание, тоны сердца приглушены. Сон беспокойный. Физиологические отправления не нарушены.

Задания:

1.  Выявите, удовлетворение каких потребностей нарушено.

2.  Выявите проблемы больного ребёнка.

3.  Определите цели

4.  Составьте план сестринского ухода с обоснованием

5.  Обучите мать методам увлажнения воздуха.

Эталон ответов:

1.  Нарушены потребности: дышать, спать, адаптации, поддерживать безопасность свою и окружающих, общаться.

2.  Проблемы пациента:

·  Настоящие:

Ø  Затруднённое дыхание

Ø  Одышка

Ø  Кашель

Ø  Неэффективное очищение дыхательных путей

Ø  Нарушение сна

Ø  Дефицит знаний о заболевании, способах лечения и профилактики

·  Потенциальные проблемы:

Ø  Риск развития удушья

Ø  Риск присоединения осложнений

·  Приоритетная проблема:

Ø  Затруднённое дыхание

Цели:

Краткосрочная – у ребёнка улучшится дыхание через 1 – 2 суток

Долгосрочная – устранить симптомы заболевания через 7 – 10 дней.

План сестринского вмешательства

Мотивация

Независимые вмешательства

— Обеспечение спокойной обстановки

— Для облегчения дыхания

— Обеспечение доступа свежего воздуха, создание возвышенного положения (порекомендовать взять ребёнка на руки)

— Контроль состояния пациента (подсчёт дыхательных движений, пульса)

— Профилактика ухудшения состояния

— Проведение беседы с матерью о заболевании, способах лечения и профилактики

— Устранения дефицита знаний

— Обучения приёмам оказания помощи на дому

Зависимые вмешательства

— Выполнение назначений врача:

— проведение ингаляций

— постановка масляных горчичников

— введение лекарственных препаратов

— дача увлажнённого кислорода

— Для лечения ребёнка

ЗАДАЧА №4.

К Вам обратилась мама ребёнка 9 месяцев с жалобами на повышение теипературы тела до 37,50. У ребёнка проявления экссудативно – катарального диатеза. Ночью внезапно проснулся, стал беспокойным, появился лающий кашель, удушье, затруднён вдох. Голос осипший.

При осмотре: Состояние ребёнка средней степени тяжести, беспокоен. В дыхании участвует межрёберная мускулатура. На щеках шелушение, гиперемия кожи. Из носа серозное отделяемое. В зеве – гиперемия. В лёгких – жёсткое дыхание.

Задания:

1.  Определите неотложное состояние, развившееся у пациента.

2.  Составьте алгоритм оказания неотложной помощи.

3.  Продемонстрируйте технику постановки масляных горчичников.

Эталон ответа:

1.  Стенозирующий ларинготрахеит (ложный круп, вирусный круп)

2.  Помощь:

Ø  Вызвать машину скорой помощи

Ø  Успокоить ребёнка и маму

Ø  Обеспечить приток свежего воздуха и возвышенное положение

Ø  Создать повышенную влажность воздуха в помещении

Ø  Дать тёплое щелочное питьё

Ø  Госпитализировать в стационар

ЗАДАЧА №5.

В медицинский кабинет детского сада воспитатель привела ребёнка 4 лет с жалобами на вялость, бледность, отказ от еды.

При сестринском обследовании медсестра получила следующие данные: ребёнок плачет, не контактен, зовёт маму. Температура тела 39,50. Дыхание носовое, свободное. Кожные покровы бледные, чистые, конечности холодные. Язык слегка обложен белым налётом. В зеве лёгкая гиперемия миндалин, частота дыхательных движений 30 в 1 минуту, пульс 140 ударов в 1 минуту. Живот обычной формы, участвует в акте дыхания. Стула не было. Мочится свободно.

Задания:

1.  Определите неотложное состояние, развившееся у пациента.

2.  Составьте алгоритм оказания неотложной помощи.

3.  Продемонстрируйте технику внутримышечного введения папаверина.

Эталон ответа:

1.  Гипертермический синдром, «бледная гипертермия».

2.  Помощь:

Ø  Вызвать врача или машину скорой помощи

Ø  Сообщить родителям о состоянии ребёнка

Ø  Обеспечить ребёнку постельный режим

Ø  Согреть (укрыть одеялом, грелку к ногам)

Ø  Дать тёплое питьё

Ø  Обеспечить доступ свежего воздуха

Ø  Контролировать состояние ребёнка (подсчёт пульса, частоты дыхательных движений, температуры тела)

Ø  Приготовить антипиретики

VI. РЕЦЕПТОТЕКА

I.  Специфическое лечение.

1.  Химиотерапия.

Rp: Remantadini 0,05

Dtd № 10 in tab.

S. По 1 таблетке 2 раза в день ребёнку 7 лет в течение 3 дней.

***

Rp: Arbidoli 0, 1

Dtd № 20 in tab.

S. По 1 таблетке 3 раза в день до еды ребёнку 10 лет в течение 3 дней.

***

Rp: Anaferoni

Dtd № 20 in tab.

S. По 1 таблетке 3 раза в день, растворив в небольшом количестве воды, в течение 5 дней.

***

2. Препараты интерферона.

Rp: Interferoni

Dtd № 10 in amp.

S. По 3 – 4 капли каждые 15 – 20 минут в течение 3 – 4 часов, затем 4 – 5 раз в сутки в течение 3 суток.

***

Rp: Viferoni – 1 150 000 ME

Dtd in supp.

S. По 1 свече ректально 2 раза в сутки в течение 5 дней ребёнку 1 года.

Rp: Grippftroni 10 мл

DS: По 2 капли 3 раза в день ребёнку 2 лет.

В 1 мл содержится 10 000 МЕ препарата.

II.  Симптоматическая терапия.

1.  Жаропонижающие препараты.

Rp: Paracetamoli 0, 2

Dtd №10 in tab.

S. По ½ таблетки (100 мг) ребёнку 1 года при температуре.

Разовая доза 10 мг/кг.

***

Rp: Susp. Nurofeni for Children 100 мл

DS: По 5 мл 3 раза в сутки ребёнку 3 лет.

Детяммесяцев 2,5 мл 3 раза в день

1 – 3 года — по 5 мл 3 раза в день

4 – 6 лет — по 7,5 мл 3 раза в день

7 – 9 лет – по 10 мл 3 раза в день

10 – 12 лет – по 15 мл 3 раза в день

Нурофен (Ибупрофен) в таблетках по 0,2 для детей старше 12 лет принимать после еды.

2.  Средства, применяемые при рините

сосудосуживающие капли

Rp: Sol. Nazivini 0,01% — 10 мл

DS: По 1 – 2 капли в каждый носовой ход ребёнку 6 месяцев.

0 – 2 лет – 0,01%

2 – 6 лет – 0,025%

6 – 12 лет – 0,05%

Старше 12 лет – 0,1%

Rp: Vibrocili 15 мл

DS: По 1 – 2 капли в каждый носовой ход ребёнку 3 раза в день ребёнку 5 лет.

Для любого возраста в растворе и в виде спрея

— назальные спреи

Rp: Nazoli 30 мл

DS: По 1 впрыскиванию в каждый носовой ход 2 раза в день в течение 3 дней ребёнку 6 лет.

Детям старше 6 лет.

3.  Препараты от кашля.

А) противокашлевые

— центрального действия

Rp: Sinecodi 20 ml

DS: По 15 капель ребёнку 4 лет 4 раза в день

Сироп: 3 – 6 лет – 5 мл 3 раза в сутки

6 – 12 лет – 10 мл 3 раза в сутки

Старше 12 лет – 15 мл в сутки

Капли: с 2 месяцев до 1 года – 10 капель 4 раза в день

1  — 3 года – 15 капель 4 раза в день

Старше 3 лет – 25 капель 4 раза в день

— периферического действия

Rp: Libexini 0,1

Dtd № 20 in tab.

S. ¾ таблетки ребёнку 10 лет не разжёвывая

25 – 50 mg 3 – 4 раза в сутки:

До 3 лет – ¼ табл.

4 – 7 лет – ½ таблетки

8 – 12 лет – ¾ таблетки

13 – 15 лет – 1 таблетка.

— комбинированного действия:

Rp: Sir. Tussini 100 ml

DS: 2,5 мл каждые 4 часа ребёнку 5 лет.

2  – 6 лет – 2,5 мл

6 – 12 лет – 5 мл

Старше 12 лет – 10 мл каждые 4 часа

***

Rp: Broncholythini 100 ml

DS: По 10 мл 3 раза в день ребёнку 10 лет

3  – 10 лет – 5 мл 3 раза в сутки

Старше 10 лет 10 мл 3 раза в сутки

Б) муколитические

Rp: Bromhexini 4 mg

Dtd № 20 in tab.

S. По 1 таблетке 3 раза в день ребёнку 10 лет вне зависимости от приёма пищи с большим количеством воды

До 6 лет – 2 mg 3 раза в сутки

6 – 14 лет – 4 mg 3 раза в сутки

С 14 лет – 8 mg 3 раза в сутки

***

Rp: Ambroxoli 100 ml

DS: По 2,5 мл ребёнку 4 лет.

До 2 лет – 2,5 мл 2 раза в день

2- 5 лет – 2,5 мл 3 раза в сутки

5 – 12 лет – 5 мл 2 – 3 раза в сутки

С 12 лет – 10 мл 3 раза в сутки

В) отхаркивающие

Rp: Inf. Herbae Thermopsidi 0,1 – 100ml

DS: По 1 десертной ложке 3 раза в день ребёнку 5 лет

До 2 лет – 1 ч. Л. 3 раза в день

Дошкольникам – 1 дес. ложка 3 раза в день

Школьникам – 1 столовая ложка 3 раза в день (из расчёта 0,2 – 200 мл)

***

Rp: Inf. Rad. Altaeae 2, 0 – 100 ml

DS: По 1 чайной ложке 4 раза в день ребёнку 5 лет.

Rp: Pertussini 100 ml

DS: По 1 чайной ложке 3 раза в день ребёнку 5 лет

До 3 лет – ½ чайных ложки 3 раза в день

Дошкольникам – 1 чайная ложка 3 раза в день

Школьникам – 1 дес. Ложка 3 раза в день

***

Rp: Muсalthini

Dtd №20 in tab.

S. По 1 таблетке 3 раза в день ребёнку 7 лет, растворив в 1/3 стакана воды, выпить перед едой.

Дошкольникам – ½ таблетки 3 раза в день

Школьникам – 1 таблетка 3 – 4 раза в день

***

Rp: Elixir pectoralis 25 ml

DS: По 5 капель 3 раза в день ребёнку 3 лет

Состав: экстракт корня солодки, анисовое масло, этиловый спирт, водный аммиак, дистиллированная вода

На приём столько капель сколько лет ребёнку.

VII. Тестовые задания для самоконтроля

ВЫБЕРИТЕ ОДИН ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

1.  Жалобы ребёнка при остром рините

1)  Грубый лающий кашель

2)  Сухой кашель

3)  Одышка

4)  Слизисто – серозные выделения из носа

2.  Ложный круп развивается при

1)  Риновирусной инфекции

2)  Аденовирусной инфекции

3)  Гриппе

4)  Парагриппе

3.  Источник болезни при гриппе

1)  Больной человек

2)  Вирусоноситель

3)  Бактерионоситель

4)  Носитель – реконвалесцент

4.  Основной путь передачи гриппа

1)  Контактно – бытовой

2)  Воздушно – капельный

3)  Через конъюнктиву глаз

4)  Алиментарный

5.  При оценке дыхания у ребёнка не определяют

1)  Частоту

2)  Ритм

3)  Глубину

4)  Синхронность

6.  Инкубационный период при аденовирусной инфекции

1)  1 – 2 дня

2)  – 4 дня

3)  7 – 12 дней

4)  10 дней

7.  Излюбленное место локализации вируса гриппа

1)  Слизистая гортани

2)  Слизистая трахеи

3)  Слизистая ротовой полости

4)  Слизистая бронхиол

8.  Для парагриппа характерно

1)  Внезапное начало

2)  Более выраженная, чем при гриппе интоксикация

3)  Грубый сухой кашель

4)  Влажный кашель

9.  Возбудитель острых заболеваний верхних дыхательных путей

1)  Вирус гриппа

2)  Бацилла Лёффлера

3)  Вирус полиомиелита

4)  Грибы

10.  Аденовирус преимущественно поражает

1)  Слизистую гортани

2)  Слизистую трахеи

3)  Слизистую носоглотки

4)  Слизистую бронхов

ВЫБЕРИТЕ НЕСКОЛЬКО ПРАВИЛЬНЫХ ОТВЕТОВ

1.  Симптомы аденовирусной инфекции

1)  Субфебрильная температура

2)  Гнойные выделения из глаз

3)  Влажный кашель

4)  Затруднённое дыхание

5)  Лихорадка до 390

6)  Увеличение лимфатических узлов

2.  Осложнения гриппа

1)  Стоматит

2)  Перикардит

3)  Нейротоксикоз

4)  Гайморит

5)  Пневмония

6)  Остеомиелит

3.  Для снижения температуры у детей применяют

1)  Парацетамол

2)  Коргликон

3)  Анальгин

4)  Преднизолон

5)  Анаферон

6)  Эуфиллин

4.  Противокашлевые препараты

1)  Либексин

2)  Мукалтин

3)  Пенициллин

4)  Тусупрекс

5)  Глауцин

6)  Анаферон

5.  Травы, обладающие отхаркивающим действием

1)  Мать и мачеха

2)  Девясил

3)  Пижма

4)  Солодка

5)  Багульник

6)  Толокнянка

6.  Симптомы гриппа

1)  Сухой кашель

2)  Высокая лихорадка

3)  Головная боль

4)  Одышка

5)  Светобоязнь

6)  Запоры

7.  Препараты специфического лечения ОРВИ

1)  Либексин

2)  Анаферон

3)  Лазолван

4)  Термопсис

5)  Виферон

6)  Арбидол

8.  Признаки ложного крупа

1)  Инспираторная одышка

2)  Экспираторная одышка

3)  Цианоз носогубного треугольника

4)  Боли в животе

5)  Гнойные налёты на миндалинах

6)  Грубый лающий кашель

9.  Анатомические особенности верхних дыхательных путей у детей

1)  Подвижная трахея

2)  Узкие носовые ходы

3)  Сформированы все пазухи носа

4)  Длинный слёзно – носовой канал

5)  Сухая слизистая оболочка

6)  Хрящи гортани плотные

10.  Характер поражения дыхательных путей при парагриппе

1)  Бронхит

2)  Пневмония

3)  Ларингит

4)  Ангина

5)  Ложный круп

6)  Ринит

ЗАДАНИЯ ОТКРЫТОЙ ФОРМЫ

ВСТАВЬТЕ ПРОПУЩЕННОЕ СЛОВО

1.  В общем анализе крови при ОРВИ отмечается снижение содержания …

2.  При сухом кашле показаны … препараты

3.  Муколитические средства способствуют отхождению …

4.  Введение вакцины против гриппа – это профилактика

5.  Частоту дыхательных движений необходимо подсчитывать в состоянии

6.  Вдыхание жидких лекарственных веществ называется терапия

7.  Мазок из зева и носа необходимо отправить в лабораторию

8.  … – основной жаропонижающий препарат в детской практике

9.  Эуфиллин водится с целью снятия …

10.  Стенотическое дыхание – это признак ….

VIII. Эталоны ответов к тестам самоконтроля.

Номер вопроса

Ответ

Номер вопроса

Ответ

С выбором одного правильного ответа

С выбором нескольких правильных ответов

Вставьте пропущенное слово

лейкоцитов

ингаляционная

противокашлевые

бактериологическую

мокроты

парацетамол

специфическая

одышки

покоя

ларинготрахеита

IX. Глоссарий

Ринит

Фарингит

Ларингит

Трахеит

Тонзиллит

Ингаляция

Аэрозоль

Ингалятор

Грипп

Парагрипп

Аденовирусная инфекция

Риновирусная инфекция

Респираторно – синцитиальная инфекция

X. Эталон ответов к терминам.

1.  Ринит – острое воспаление слизистой оболочки носа.

2.  Фарингит – острое воспаление слизистой оболочки глотки.

3.  Ларингит – острое воспаление слизистой оболочки гортани.

4.  Тонзиллит – острое воспаление миндали.

5.  Ингаляция – это вдыхание распылённых в воздухе жидких или твёрдых веществ.

6.  Аэрозоль – вещество, распылённое в воздухе.

7.  Ингалятор – прибор для введения аэрозоля в дыхательные пути.

8.  Грипп – острое вирусное заболевание, вызываемое различными серотипами вируса гриппа, передающееся воздушно – капельным путём и характеризующееся лихорадкой, токсикозом и поражением респираторного тракта.

9.  Парагрипп – острое вирусное заболевание, характеризующееся умеренной интоксикацией и катаром верхних дыхательных путей с преимущественным поражением слизистых оболочек носа и гортани.

10.  Аденовирусная инфекция – острое инфекционное заболевание, характеризующееся лихорадкой, умеренно выраженной интоксикацией, поражением слизистых оболочек дыхательных путей, конъюнктивы глаз, лимфоидной тканью.

11.  Риновирусная инфекция – острое вирусное заболевание дыхательных путей, протекающее с преимущественным поражением слизистой оболочки носоглотки.

12.  РС – инфекция – острое вирусное заболевание, протекающее с преимущественным поражением нижних дыхательных путей (бронхов и бронхиол)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Учебно – методическое пособие содержит дополнительную информацию к теоретическому материалу лекций и учебника.

Предназначено для помощи студентам в освоении практических навыков и умений.

Позволяет найти грамотный, мотивированный подход к каждому ребёнку, чётко и последовательно выполнять зависимые и независимые сестринские вмешательства.

Содержит практическую информацию по планированию сестринского вмешательства, выполнению практических манипуляций.

Каждый подраздел темы обеспечен перечнем контрольных вопросов для подготовки, заданием для самостоятельной работы, примерами решения ситуационных задач, заданиями для самоконтроля знаний разного уровня сложности.

Для обеспечения наглядности изучения темы пособие содержит иллюстрации и рисунки.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.  , Бабыкина оказания неотложной помощи детям в стационаре. Учебное пособие. Архангельск, 2009.

2.  Берман по Нельсону. Издательство МИА, 2009.

3.  Борисова инфекции дыхательных путей у детей. Учебное пособие для врачей – педиатров. Москва, 2 004.

4.  Воронцов детских болезней. Фолиант. Москва. 2 009.

5.  Галактионова помощь детям. Догоспитальный этап. Учебное пособие. Феникс. Ростов – на – Дону. 2007.

6.  , Ежова . Практикум. Учебное пособие. Оникс. Москва. 2008.

7.  Ершов препараты. Справочник. Москва, 2 006.

8.  , Плаксин морфофункциональные костанты здорового ребёнка. Учебное пособие. Архангельск, 2005.

9.  , Шайтор педиатрия. Руководство для врачей. ГЭОТАР – Медиа. Москва. 2007.

10.  , Учайкин состояния в педиатрии. Практическое руководство для вузов. ГЭОТАР – Медиа. Москва

11.  Сергеева . Учебник для вузов. С. – Петербург, 2 007.

12.  , Тульчинская с детскими инфекциями. Ростов – на — Дону, 2 008.

13.  Тимченко болезни у детей. Учебник для медицинских вузов. Спец. Лит. Санкт – Петербург. 2 008.

14.  Цыбулькин состояния в педиатрии. Библиотека непрерывного образования врача. ГЭОТАР – Медиа. Москва. 2 007

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

ПРИНЦИПЫ ЛЕЧЕНИЯ И УХОДА

Цель: сформировать у студентов представления и знания о строении глотки, принципах организации этапов сестринского процесса при уходе за пациентами с ангинами.

Уровни освоения:

Знания:

1. Анатомия и физиология глотки. Кровоснабжение и иннервация.

2. Заболевания. Дифференциальная диагностика ангин

3. Причины и предрасполагающие факторы развития ангин.

4. Клинические проявления, принципы лечения и особенности сестринского ухода за пациентами.

5. Организации сестринского ухода при ангинах.

6. Роль медсестры в диагностике и организации сестринского ухода при заболеваниях глотки.

7. Роль медсестры в проведении профилактических и реабилитационных мероприятий.

План лекции:

1. Анатомия, физиология, кровоснабжение и иннервация глотки.

2. Отделы глотки и ее функции

3. Заболевания глотки

4. Сестринский процесс при уходе за больными с заболеваниями глотки.

Глотка человека – это полость, которая отвечает за два важнейших процесса участвующих в обеспечении жизнедеятельности организма. По сути, благодаря глотке мы, можем осуществлять глотательную и дыхательные функции. Строение глотки достаточно простое. По сути это цилиндрическая трубка длиною около 12–14 сантиметров. Состоит глотка из мышц, устлана слизистой оболочкой, а в некоторых местах на ней имеются скопления лимфоидной ткани.

Если соотносить глотку со скелетом человека, то она располагается вдоль шейных позвонков, неподалеку от щитовидной железы. Начинается глотка от основания черепа, а заканчивается в районе 4–5 позвонка, в самом начале пищевода и щитовидной железы. Задняя стенка глотки прикреплена к затылочной части черепа. Стенки глотки крепятся к височным костям.

Глотка соединяет в себе сразу две жизненно необходимые функции – дыхательную и пищеварительную. Именно в глотке эти пути пересекаются, однако, все устроено так, что до пищевода доходит только еда, воздух же, напротив, идет по дыхательным путям.

Строение носоглотки продуманно таким образом, что пока не активна глотательная функция, дыхательные пути полностью открыты. Однако в том момент, когда пережеванный комок еды направляется в сторону пищевода мышцы гортани, полностью блокируют дыхательные пути. Таким образом, пища доходит до пищевода, минуя, дыхательное отверстие.

Однако на самом деле довести еду до пищевода и запустить воздух в легкие – это еще не все функции глотки. На самом деле стенки глотки, и вся ее полость в целом содержат большое количество лимфоидной ткани. В некоторых местах она разрастается, образуя миндалины. Так вот эти самые, миндалины являются важнейшей частью иммунной системы человека.

сестринский процесс при фарингите

Анатомия глотки

Фактически на гландах содержатся активные клетки иммунитета, которые уничтожают все попадающие на них болезнетворные бактерии.

Глотка – это фактически ворота в организм человека и все, что доходит до пищевода и дальше попадает в наш организм именно через глотку.

Дата добавления: 2016-04-02; просмотров: 1455;

ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

Часто ОРЗ, в том числе и ОРВИ, появляются именно в холодную пору, когда защитные функции организма ослаблены. При острой респираторной вирусной инфекции проявляются такие симптомы, как: подъем температуры тела, кашель, насморк, затрудненное дыхание, головные боли, слезотечение и общая слабость. В случае данного заболевания необходим правильный своевременный уход и лечение. Что предполагает сестринский процесс при ОРВИ, рассмотрим в статье.

Уход при ОРВИ дома и на стационаре

сестринский процесс при фарингите

Как правило, на начальных стадиях заболевания больной чувствует слабость, озноб, повышение температуры. При таких симптомах желательно, чтобы пациента сразу же осмотрел участковый врач и назначил лечение. Скорость выздоровления напрямую зависит от того, насколько правильно организован сестринский процесс при гриппе или другой ОРВИ.

Амбулаторно проводят лечение и уход за больными, которые подверглись легкой или среднетяжелой форме заболевания. Их состояние наблюдает участковый врач и медсестра.

Госпитализируют пациента в случае тяжелых форм болезни, при появлении осложнений, таких как круп, пневмония. В условиях стационара лечат детей до 3 лет, из детских коллективов закрытого типа и малышей, которые не обеспечены уходом.

В условиях стационара назначается ряд анализов, медсестра контролирует их прохождение пациентом. Среди основных исследований выделяют:

  • Общий или клинический анализ крови.
  • Общий анализ мочи.
  • Серологический анализ крови.
  • Вирусологическое исследование (в случае эпидемий).
  • Иммунофлуоресцентный экспресс‑метод (для обнаружения антигенов вируса).
  • Рентгенограмма грудной клетки (по показаниям).

Лечение и уход при ОРВИ зависят от локализации патологического процесса в каждом конкретном случае.

Если болезнь протекала нормально, больного выписывают при ОРВИ не ранее, чем через 9 дней терапии. При неблагоприятном течении патологии пациента могут отправить домой после полного выздоровления, спустя 28 дней лечения.

Основы сестринского процесса при ОРВИ

Следует отметить, что общие методы ухода за пациентами стационара и в домашних условиях практически не отличаются. Исключением стают только тяжелые формы заболевания и осложнения. Среди главных советов по уходу за больным выделяют:

  1. В первую очередь необходимо организовать постельный режим больному и следить за его соблюдением. Назначают его до нормализации самочувствия и затухания острых проявлений, обычно длительность составляет 6–7 дней.
  2. В комнате, где находится больной, должно быть достаточно тепло, комфортно спокойно и тихо.
  3. Для минимизации риска передачи инфекции другим людям, рекомендуется исключить контакты пациента с окружающими. Желательно, чтобы он находился в отдельном помещении.
  4. Человеку, который осуществляет уход, нужно носить многослойную марлевую повязку и периодически менять ее (каждые 2–3 часа).
  5. Обязательно осуществлять проветривание комнаты, где находится больной. Температуру воздуха в помещении необходимо поддерживать на уровне 20–21 градусов.
  6. В случае повышения температуры тела (выше отметки 38 градусов), больному дают жаропонижающие средства (Парацетамол, Ибупрофен) согласно возрасту пациента. Помните, что если температура тела не поднялась до указанного уровня, сбивать ее с помощью препаратов не нужно, организм в это время борется с инфекцией самостоятельно, активизируя свои защитные функции.
  7. Для снижения температуры можно растереть кожу полуспиртовым раствором (спирт разводят с водой в соотношении 1:1) или водой с уксусом 9% (на 250 г воды 1 ст. л. уксуса).
  8. Хорошо помогает наложение холодного компресса на зону лба. Физические методы охлаждения (пузыри со льдом, влажные простыни) применяют только в условиях стационара или после визита врача, который может выписать препараты от спазма сосудов кожи.
  9. Как правило, процесс снижения температуры тела сопровождается обильным потоотделением и возможно, что больной может переохладиться, находясь во влажной среде. Поэтому человек, который осуществляет уход за пациентом, должен подготовить сухое чистое белье и одежду, вовремя переодеть больного.
  10.  Контроль температуры тела следует проводить каждые 2–3 часа.
  11. Когда больной пребывает в лихорадочном состоянии, его организм теряет много жидкости за счет усиленного потоотделения. Кроме того, для выведения токсических веществ, которые всасываются в кровь при высокой температуре, нужно также пить много воды. Поэтому уход за пациентом предполагает контроль приема обильного питья. Ухаживающий должен предлагать пациенту пить спустя каждые 20–30 минут. Можно употреблять морсы, компоты, соки, чай, негазированную минеральную воду.
  12. Рекомендуется принимать противокашлевые препараты, только если кашель сильно беспокоит больного или нарушает его сон. В остальных случаях от приема лекарств лучше воздержаться, так как кашлевой рефлекс способствует очищению дыхательных путей от патологической слизи.
  13. Важно следить за состоянием носового дыхания больного. Рекомендуется проводить санацию носовых ходов солевым раствором (1 ч. л. соли на 1 л воды), капать нос раствором морской соли (можно приобрести специальные капли). Применять сосудосуживающие препараты следует только по назначению врача при сильной заложенности носа.
  14. Больному рекомендована диета, которую назначают при инфекционных заболеваниях. Важно не заставлять пациента есть через силу, так как организм ослаблен, а пищеварительная система работает не в полную силу. Еду следует давать маленькими порциями, количество приемов пищи должно быть 5–6 в день. Желательно есть термически обработанные овощи, молочную продукцию и фрукты.
  15. После выздоровления рекомендуется не перегружать организм физическими нагрузками первые 2 недели.

Ухаживающему обязательно нужно следить за выполнением всех назначений врача, контролировать прием лекарств, общее состояние пациента, строго выполнять все рекомендации по уходу.

Если длительное время улучшение состояния больного, который находится на амбулаторном лечении, не наступает, следует вызвать лечащего врача на дом.

Особенности ухода за детьми при ОРВИ

К здоровью детей нужно относиться особенно внимательно, так как иммунитет ребенка только формируется, и именно малыши часто попадают в группу риска. Так как вирусная инфекция передается воздушно-капельным путем, часто в сезон простуд болеют целые детские коллективы.

Если лечение проводится на дому, врач в обязательном порядке посещает детей в возрасте до 1 года в первые 3 дня с начала болезни ежедневно, дальше – по показаниям до полного выздоровления, тех, кому исполнился год и старше – только по показаниям.

Сестринский процесс при ухаживании за больным малышом, которому диагностировали острую респираторную вирусную инфекцию, должен быть очень внимательным. В целом в отношении ребенка применяются такие же методы, как и при уходе за взрослыми. Но есть некоторые особенности, на которые стоит обратить внимание. Сестринский уход при ОРВИ у детей предполагает:

  1. Необходимо создать комфортные для ребенка условия. Помещение должно быть светлым и теплым. Регулярно нужно проводить проветривание и влажную уборку. Рекомендовано установить в комнате, где находится больной ребенок, увлажнитель воздуха, чтобы избежать пересыхания слизистых носа.
  2. Важно следить за гигиеной предметов быта и личных вещей ребенка (кипятить посуду, часто менять носовые платки).
  3. Оградить больного от контактирования с другими детьми и чужими взрослыми.
  4. Дети требуют внимательного отношения, эмоционального покоя и ласкового обращения.
  5. Если ребенок чувствует себя хорошо, у него нет жара, можно не ограничивать его активность. В случае интенсивного кашля, насморка или других жалоб, подвижность лучше уменьшить. При повышении температуры следует придерживаться постельного режима.
  6. У детей до года необходимо чистить нос от накопившейся слизи ватными турундами или аспиратором. У более старших ребят – контролировать регулярное высмаркивание.
  7. Для сбивания температуры (если она выше 38 градусов) применять жаропонижающие препараты. Детям лучше давать не таблетированную форму лекарства, а сироп, суспензию или использовать ректальные свечи.
  8. Если у ребенка озноб и повышается температура, нужно накрыть его одеялом, грудным малышам – надеть шапочку на голову. При сбивании температуры, наоборот, освободить тело от лишней одежды.
  9. Во время лихорадки следует протирать тело полотенцем, предварительно смочив его в воде комнатной температуры. После стабилизации состояния и при отсутствии подъемов температуры малышу можно принять вечером непродолжительный теплый душ.
  10. Ухаживающему нужно предлагать ребенку калорийную, хорошо усвояемую и богатую витаминами пищу, в жидком или полужидком виде, в соответствии с возрастом. Кормить следует маленькими порциям, но часто, не заставляя есть приготовленную еду насильно.
  11. Если заболевание сопровождается расстройствами пищеварительной системы и рвотой, ребенку следует давать пить больше жидкости. Непосредственно после рвоты кормить ребенка не рекомендуется, т. к. возможен риск ее повторения. Желательно дать воды с лимонным соком или минеральную воду без газа.
  12. Важно все время контролировать состояние больного малыша, измерять частоту пульса, артериальное давление, следить за дыханием.
  13. Обязательно нужно укладывать ребенка спать в послеобеденный период, для грудных детей важно соблюдать привычный режим сна.
  14. Если наблюдается стабильность нормальной температуры и ребенок идет на поправку, можно выйти на свежий воздух. Первые прогулки должны длиться 15–20 минут, без подвижных игр и контактирования с другими детьми.
  15. Посещать детский сад или школу разрешается не ранее, чем через 7 дней от начала ОРВИ, только если наступило выздоровление.

Главными условиями эффективного лечения при ОРВИ является своевременное обращение к врачу, выполнение всех его предписаний и правильный уход за больным. Соблюдение этих принципов приведет к скорому выздоровлению и возвращению к привычному образу жизни.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *